«Соцлагерь» в единой стране
Оказывается, в свое время Советский Союз мог увеличиться… еще на восемь республик. На заре советской власти большевистские лидеры щедро раздавали независимость национальным окраинам. Ведь в воздухе «запахло» мировой революцией, которая, по их мнению, все равно сметет все границы. Но она так и не состоялась. Зато появился СССР, вступить в который время от времени пытались различные государства Европы, Азии и даже… жаркой Африки!
Болгария -не заграница
В 1963 году на пленуме своего ЦК лидер Болгарии Тодор Живков поднял вопрос о поэтапном вхождении страны в состав СССР. Пленум не возражал, и Живков озвучил это предложение Никите Хрущеву. Однако в хозяйственном плане особого интереса Болгария для него и страны не представляла. Зато от капиталистов пришлось бы наслушаться язвительных шпилек о «советском экспансионизме».
Впрочем, Живков своего замысла не оставил, и в 1973 году вновь озвучил идею уже Брежневу. Подали и соответствующее решение своего ЦК: «Болгария станет первой советской республикой, которая сама захотела этого, поскольку нынешние советские республики — это бывшие колонии Российской империи». Но и Брежнев решил «спустить идею на тормозах». Действительно, зачем было цеплять лишний груз на союзный бюджет и искать геополитических приключений…
Азиатские «братья»
В 1921 году при поддержке Красной Армии проболь-шевистские режимы утвердились во Внешней Монголии (Халха) и Урянхайском крае, которые ранее принадлежали Китаю. Путем трансформаций и изменений статуса Урянхайский край превратился в Тувинскую Автономную Республику в составе СССР.
А вот Халха в 1924 году получила независимость и даже новое название — Монгольская Народная Республика. Ее глава Чойболсан не раз предлагал покончить с формальностями и присоединить его страну к СССР на правах автономии. Но в Кремле такой шаг считали лишним.
Кстати, следующий глава МНР Цеденбал вопрос о входе страны в СССР ни разу не поднимал. И имел на то корыстные интересы
— Монголия получала от «старшего брата» финансово-экономическую помощь, превышавшую треть ее собственного ВВП. А целостность и суверенность, кроме собственных вооруженных сил, обеспечивал солидный контингент советских войск.
В дальневосточных играх всегда активными были японцы, оккупировавшие северо-восточный Китай и создавшие на его территории марионеточное государство Маньчжоу-го с бывшим императором Пу И на престоле. После разгрома самураев тот оказался в советском плену, где его «нашпиговали» идеями марксизма-ленинизма.
Возможно, именно поэтому экс-Сын Неба надоедливо выражал готовность содействовать присоединению Маньчжурии к СССР. Однако это не вызвало интереса советского руководства
— слишком уж авантюрной выглядела затея.
Мао – преемник Сталина?
СССР могла достаться и еще одна частица Китая — провозглашенная в ноябре 1944-го уйгурскими сепаратистами Восточно-Туркестанская Республика. Но Кремль вдал развязки в войне, которая велась между Мао Цзэдуном (компартия Китая) и Чан Кайши (Гоминьдан — консервативная политическая партия). В случае победы последнего, Сталин (в качестве компенсации) намеревался включить Восточный Туркестан в Страну Советов на правах еще одной союзной республики. Но победил Мао, а раздражать его Сталину не хотелось.
«Великий кормчий» посетил Москву в декабре 1949 года. Там он предложил… объединиться в единое советско-китайское государство. Возглавить его должен был Сталин, а Мао стал бы его официальным преемником.
«Вождь народов» оказался ошарашен как грандиозностью перспектив, так и сопутствующими им рисками. Кроме того, это означало, что после смерти Сталина «китайский друг» окажется одним из главных претендентов на высшую власть в объединенной стране. В результате предложенную идею Сталин объявил «несвоевременной».
От Ирана до Анголы
В августе 1941-го, чтобы не допустить присоединения Ирана к фашистской коалиции, советские и английские войска оккупировали, соответственно, северную и южную части страны. Стремление закрепиться в нефтеносном и стратегически важном регионе подталкивало советское руководство к идее создания марионеточного государства — Демократической Республики Азербайджан, которую затем можно было бы присоединить к советскому Азербайджану. Но позже, в ноябре 1946 года, проект ДРА свернули.
Соседний с Ираном Афганистан начал строительство социализма в апреле 1978 года. Первый глава революционного правительства Нур Мохаммад Тараки в декабре того же года посетил Советский Союз, и на встрече с Брежневым откровенно признался, что свое будущее афганский народ видит в составе СССР. Но ограничились подписанием договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Он-то впоследствии и дал юридические основания для ввода советских войск.
Пожалуй, самым экзотическим претендентом на роль советской республики стала Ангола. Эта африканская страна получила независимость в 1975 году после длительной борьбы с португальской метрополией. Впоследствии президент Агостиньо Нето предложил включить его молодую республику в Советский Союз. Такой шаг в перспективе позволял взять под контроль весь юг Африки. Да и сама Ангола была богата полезными ископаемыми, включая нефть и алмазы.
Но, учитывая начавшуюся афганскую войну, а также болезненную реакцию США и Южно-Африканской Республики, от «завоевания Африки» кремлевские старцы предпочли воздержаться.
Конечно, история не знает сослагательного наклонения. Да и сам СССР давно канул в Лету. Но даже сейчас интересно представить, как бы развивалась наша жизнь, стань один из описанных выше прожектов реальностью…