Учительнице с авдеевского мурала НУЖНА НАША ПОМОЩЬ
О мурале в прифронтовой Авдеевке, нарисованном на стене разбитой девятиэтажки австралийским художником и изображающем портрет местной учительницы, на минувшей неделе рассказали все центральные украинские СМИ. В телесюжетах автор мурала Гвидо Ван Хелтен описывал, как создавал настенную фреску под грохот обстрелов, а героиня картины Мария Марченко смущенно признавалась, что не ожидала к себе такого повышенного внимания. Но, как выяснила «Зоря», у этой необыкновенной истории есть «днепропетровский след». Более того — кульминация сюжета с муралом на самом деле еще впереди, а закончится ли он хэппи-эндом, во многом зависит от нас.
Для тех, кто не в курсе
Если вдруг вы давно не смотрели телевизор и не читали новостей, расскажем краткую предысторию. Гигантский мурал с изображением доброго, но усталого лица авдеевской учительницы украинского языка и литературы был создан известным австралийским художником буквально за два дня. Фото 73-летней Марии Григорьевны для своего рисунка Гвидо Ван Хелтен выбрал лично среди десятков портретов других известных горожан. Целью творческой команды австралийца было привлечь внимание мировой общественности к разрушительным боевым действиям на Востоке Украины. При этом девятиэтажку, на которой появился портрет учительницы, выбрали для мурала не случайно. Во-первых, она находится на въезде в Авдеевку, возле блокпостов, и в 2014-м раньше других зданий серьезно пострадала от снарядов. Во-вторых, именно возле этого дома два года назад во время обстрела был тяжело ранен муж героини мурала. Кстати, печальный мудрый взгляд нарисованной Марии Григорьевны обращен в сторону Донецка — именно оттуда стреляют оккупанты.
«Вы не представляете, какой это человек!»
На следующий день после выхода первых сюжетов о мурале в редакции «Зори» раздался звонок: «Здравствуйте! Меня зовут Юлия Буденная, я два года назад переехала в Днепр из Авдеевки. Мария Григорьевна была классным руководителем моей дочки Лизы. Вы даже не представляете, какой это замечательный человек — прекрасный педагог и настоящий патриот! Но ей сейчас нужна не всеукраинская слава, а обычная человеческая помощь… Ведь муж Марии Григорьевны до сих пор не оправился от ранения, он лечится в Днепре, и ему нужна дорогостоящая операция…»
Конечно, мы встретились с Юлией, чтобы узнать подробности этой истории. Как оказалось, Мария Марченко — настоящая педагогическая легенда Авдеевки, ведь она преподает в местной школе украинский язык и литературу уже… 51-й год, а ее учениками успели побывать несколько поколений горожан. И среди школьников, и среди коллег Мария Григорьевна славится добротой, справедливостью и искренней любовью ко всему украинскому.
— На стене в дочкином классе висел портрет Тараса Шевченко, — вспоминает Юлия Буденная. — Так школьники иногда шутили — то рушник на нем криво повесят, то мелом что-то дорисуют. Казалось бы, это же дети, что тут такого. Но Марию Григорьевну подобные шалости очень расстраивали, она всегда трепетно относилас
ь ко всему, что связано с Украиной. А вы бы слышали, как она поет украинские песни!
По словам Юли, еще одна отличительная черта Марии Григорьевны — большая скромность. Поэтому, несмотря на неожиданно свалившуюся на нее всенародную известность, учительница в интервью лишь вскользь упоминает о беде, постигшей ее мужа. Между тем 79-летний Виктор Дмитриевич до сих пор лечится от последствий серьезного ранения, и вся тяжесть этой ситуации — и моральная, и материальная — лежит на плечах Марии Григорьевны. Сейчас мужчина проходит очередное обследование в днепровской областной больнице им. Мечникова. Врачи предупреждают о необходимости операции по замене тазобедренного сустава, стоимость которой минимум 60 тысяч гривен. В семье Марченко нет таких денег (единственная дочь супругов также работает педагогом в авдеевской школе). Чтобы помочь любимой учительнице дочери, Юлия Буденная решила объявить сбор средств в соцсетях и обратилась за информационной поддержкой в днепровские СМИ.
Из первых уст
Взяв у Юлии номер телефона Марии Марченко, мы связались с авдеевской учительницей. Голос у нее оказался удивительным — добрым и мягким, а манера общаться — очень искренней и бесхитростной.
— С мужем мы вместе уж 50 лет. В июле этого года планировали отмечать золотую свадьбу, — рассказала Мария Григорьевна. — Но судьба распорядилась иначе — Виктор Дмитриевич снова оказался в больнице… После обстрела возле той злополучной девятиэтажки, где муж стоял в длинной очереди за водой и его левую ногу изрешетило осколками, он провел в днепровской больнице им. Мечникова… почти год. Вначале была сложная операция, потом — три месяца на вытяжке, аппарат Илизарова, длительная реабилитация. Как же мы радовались, когда он снова оказался дома! Но спустя несколько месяцев, во время очередного обстрела мы спешили в бомбоубежище, муж споткнулся и упал, сломав шейку бедра. Так наша больничная эпопея началась заново…
Сейчас Виктор Дмитриевич находится у родственников в селе Сурско-Литовском, что в 17 км от Днепра, поскольку ему необходимо проходить регулярные обследования в больнице Мечникова, — это обязательный этап подготовки к операции. Мужчина почти не встает с кровати, с трудом передвигаясь по комнате с помощью костылей. Мария Григорьевна ежедневно звонит ему и при первой же возможности приезжает: на нескольких электричках, с пересадками, тратя на продукты и лекарства всю свою учительскую зарплату и пенсию.
— Ради него я должна быть сильной, должна улыбаться, — спокойно, но твердо говорит Мария Марченко. — Я верю, муж выздоровеет, встанет на ноги, и мы вместе вернемся в родную Авдеевку. Мы уже привыкли, что там стреляют, и уезжать не собираемся. Это наш дом и это Украина.
P. S. Кстати, к собственному изображению на мурале Мария Григорьевна относится весьма сдержанно. Ей кажется, что там она выглядит намного старше, чем в жизни…
Как помочь. Перечислить деньги в помощь нашей героине можно на карточку ПриватБанка 5168 7420 2342 6657, Марченко Мария Григорьевна.
Как все было Когда мурал только задумывался, к Марии Григорьевне пришли из отдела культуры авдеевского горсовета – попросили ее фото хорошего качества. Учительница, награжденная множеством грамот и наград за многолетний добросовестный труд, не удивилась, так как привыкла к подобным просьбам – о ней часто писала местная пресса.
Как впоследствии рассказали Марии Марченко, перед Гвидо Ван Хелтеном разложили десятки фотографий известных жителей Авдеевки. Художник внимательно рассмотрел все снимки и взял в руки фото учительницы: «Познакомьте меня с ней!». Делегация из представителей горсовета и австралийских гостей пришла в школу прямо во время урока. Гвидо Ван Хелтен с помощью переводчика задал несколько вопросов самой Марии Григорьевне, ее ученикам и после этого радостно воскликнул что-то на английском. «Что он сказал?» – спросила удивленная учительница. «Я не ошибся!» – перевели ей.
А буквально через несколько дней на стене девятиэтажки появился мурал. О том, что лицо любимой учительницы стало символом «раненой», но не сломленной украинской Авдеевки, Марии Григорьевне сказали ее ученики, первыми увидевшие рисунок…
автор: Ирина Кадченко