Вперед в прошлое

Днепровский программист Артем Дубовский не первый год собирает… фото советских мозаик

Автор: Екатерина Никитенко

Задушенная свобода

Два года назад в британской газете The Guardian появилась новость, впечатлившая всю Европу. Канадский фотограф проехал 30 тысяч километров по постсоветским странам, чтобы увидеть… автобусные остановки. «Запад думает, что в СССР душили свободу творчества. Но советские архитекторы нашли лазейку и смогли дать волю фантазии. Это остановки» – так написали англичане, и мир восхитился.

Правда, не остановками, а советскими мозаиками, которые их украшают. Нигде в мире больше нет такого искусства, и пока там не могли на него насмотреться, у нас разрушали то, что есть. Украина разделилась на два лагеря: одни – за сохранение исторической памяти, другие – против советской пропаганды.

Борец за красоту

Артему 21, он работает программистом в крупной международной компании. А каждые выходные парень ищет советскую мозаику в нашей области. Бывает, ради единственной фотографии ему приходится потратить целый день. Чаще всего мозаики находятся где-то на окраине, и добираться до них приходится несколькими маршрутками, на метро и даже пешком. Не всем понравится так проводить субботы и воскресенья. Но есть, ради чего!

«Если выглянешь в окно, ты же ничего хорошего не увидишь, – говорит программист. – Учитывая специфику нашего города, который почти весь вырос в советский период и застроен коробочными «хрущевками». Приходится искать и находить…

Дома с мозаикой – это, правда, не серые дома с утепленкой. За два года Артем нашел у нас в области около 150 мозаик и витражей! Вспоминает, как на следующий день после принятия закона о декоммунизации рассматривал фотографию киевской школы, от которой в прямом смысле отковыривали изображение советских пионеров. Днепропетровщина оказалась не лучше.

«Учиться» без Ленина

«Помнишь цитату Ленина «учиться, учиться и учиться», которую очень любили лепить на мозаике на школах, причем с подписью? Ее сейчас закрашивают, цитату оставляют. В Павлограде есть школа, на которой слова оставили, а голову Ленина зарисовали похожей краской. Но ее все равно видно», – рассказывает Артем.

Получается, что наш метод декоммунизации что ни на есть советский – разрушить и непонятно чем заменить.

Артем говорит, что не все мозаики пропагандистские. Есть темы труда, космоса, спорта, образования, есть конкретные работы под конкретные предприятия. Когда мы пытаемся разобраться, есть ли откровенно пропагандистские мозаики – задаемся вопросом, а что к ним относится?

«Надпись «50 лет Октября» – прямая пропаганда?» – спрашивает Артем. Судя по всему, да… «Я понимаю, что Ленин – конкретный патриотический символ, как и красная звезда. Но дети-пионеры, вечный огонь, труд на шахтах, работа телефонисток – это уже быт, это окружало людей. Не все так примитивно с пропагандой, – говорит парень. – Труд всегда был центральным аспектом социалистической идеологии. Но разве он теряет из-за этого свою ценность? Мы же уважаем сталеваров, уважаем шахтеров, врачей. Есть общечеловеческие ценности. И они проще того, что из них пытаются сделать».

Ценность

Как любой нормальный гражданин своей страны Артем хочет подчиняться закону: «Но нужно четко понимать, что убирать, а что нет».

За два года парень нашел мозаики в Днепре, Каменском, Павлограде, Терновке, Запорожье и даже Чернобыле. Когда рассматриваешь его галерею, приходишь в настоящий восторг. Мозаики делали не только из смальты, но еще из разных необычных камешков, а иногда даже из шурупов и консервных банок. На заброшенных предприятиях сохранились работы по 4–5 метров в высоту.

Чтобы понять реальную художественную ценность работ, мы обратились к координатору проекта по созданию базы данных монументально-декоративного искусства советского периода в Украине Жене Моляр. По Днепропетровской области этот электронный каталог больше всего пополнил как раз наш Артем.

Женя говорит, что декоративные панно почти никогда не создавались постфактум. Обычно художественное решение формировалось в процессе разработки архитектурного плана здания.

Дорого, но забыто

«Мозаики – практически ручная работа, которая в мире ценится, как наивысшее достижение. Не забывайте, что сейчас изменилась экономическая составляющая общества и вряд ли кто-то еще будет использовать такое количество дорогостоящих материалов», – говорит искусствовед и автор проекта «Монументальное советское искусство в Украине» Татьяна Журий.

В Днепре она рекомендует посмотреть витраж университета Нобеля, чеканки цирка и аквариума, барельеф «Дома счастья» (РАГС на ул. Вернадского), мозаики школы №75 и летнего театра «Экспресс». Девушка проводила по мозаичному Днепру живые экскурсии, поэтому знает, что рекомендовать.

Что касается Артема, то его городской туризм уже перерос в экстремальный. На выходных программист съездил на экскурсию в Чернобыль, привез оттуда три уникальные «мозаичные» фотографии. И останавливаться не собирается.


Согласно Закону «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики»:

  1. Изображения Ленина могут оставаться в музеях и частных коллекциях.
  2. Запрет не распространяется на пятиконечную звезду, коммунистическую символику на кладбищах и в частных коллекциях.
  3. Запрещено изображение гербов и флагов стран с коммунистическим режимом, серпа и молота, символики компартии.
  4. Запрещено изображение партийных и советских руководителей, коммунистических лозунгов и цитат советских руководителей.
  5. Разрешены изображения, памятники, цитаты советских руководителей, связанные с развитием науки и культуры в Украине.