Деревянный «ЛИСАПЕД» Днепровский столяр смастерил настоящее чудо. И оно ездит!
Кулибину такое даже не снилось, не правда ли? О хрестоматийном Левше, специализировавшемся на абсолютно бесполезном издевательстве над насекомыми, вообще умолчим…
О том, как родилась и воплощалась в жизнь эта неординарная идея, «Зоре» рассказал автор — житель Слобожанского бывший Юбилейный) Дмитрий Клейчинов.
Мастер-самоучка
Уже более 20 лет Дмитрий работает с деревом. И все это время не перестает восхищаться этим «божественным», по его ощущениям, материалом. А от своей работы он получает настоящее удовольствие.
— Всегда с нетерпением жду, когда закончу очередную работу и из обычного бруска дерева родится новое изделие. Потом сижу и долго любуюсь. Это чувство не передать словами, — делится Дмитрий.
С чего же начинался путь к мастерству?
Парню было всего девятнадцать, он только окончил техникум по специальности «металлург-механик» и уже поступил в строительный институт. Но его величество случай распорядился по-своему и круто изменил его жизнь.
— Тогда, в 90-х, всем было трудно, и нам с мамой тоже. Жили мы вдвоем, без отца. Денег не хватало даже на проезд и обед в институтской столовке. Вот я и решил подработать уборщиком в столярной мастерской. Около года проработал, а потом попросил мастера научить меня ремеслу. Он согласился. Через какое-то время я освоил все станки и стал работать столяром. Мне нравилось. Начал по-настоящему чувствовать дерево, и оно «отвечало» мне, становилось податливым. К тому же, кроме удовольствия, работа приносила неплохой доход, — вспоминает мастер.
Так простое желание заработать на жизнь переросло в настоящую любовь к своему делу. Дмитрий бросил институт и стал трудиться уже «по-взрослому».
Дерево — материал универсальный
В своей работе он не боится даже самых сложных заказов. Очень часто к нему обращаются с просьбой отреставрировать какую-нибудь семейную реликвию, которой и на свалку давно пора. А Дмитрий все равно берется за работу и почти всегда возвращает изделию былую красоту.
— Где-то подклею, подшлифую, лаком вскрою — и как новенькие вещи становятся, — улыбается. — Дерево ведь — материал универсальный, данный нам самим Господом. Из него все что угодно сделать можно.
Эта уверенность и навела нашего земляка на мысль о создании уникального деревянного велосипеда.
— Идея родилась внезапно. Стало интересно — а получится ли сделать не очередную красивую безделушку, а реальное средство передвижения. Впервые за все годы работы появился такой азарт! Хотелось как можно быстрее закончить и попробовать проехаться на нем. Я даже чертежей особых не делал — так, небольшие наброски. Все было на интуиции, в голове. Очень помогла моя первая специальность механика. Уже подзабытые знания дали мне возможность сделать велосипед функциональным. И на всю работу ушло меньше месяца, — рассказывает мастер.
Уже во время воплощения замысла Дмитрий начал интересоваться, делал ли кто-нибудь нечто подобное раньше. Оказалось, что он не одинок.
— Узнал, что такие велосипеды изготавливались в Ирландии, Германии, Америке. Но это были единичные случаи. Хотя не исключаю, что мастеров, занимающихся этим, в мире гораздо больше. Ведь сейчас многие ищут необычные решения в творчестве, — говорит Дмитрий. — А вот в нашей стране я, вероятно, пока первый.
Главное — легкость и быстрота
Основным достоинством своего детища мастер считает легкость. Благодаря ей велосипед едет быстрее стандартного заводского.
— Он весит меньше десяти килограммов (обычный — в полтора-два раза больше. — Авт.). Пока не пробовал разгонять его до полной скорости, но уверен, что она окажется достаточно высокой. К тому же сделал его максимально приближенным к спортивному, — продолжает Дмитрий. — Сейчас в производстве велосипедов широко используют карбон (который также называют углепластиком. — Авт.). Он легкий и прочный, что очень важно при изготовлении велосипедной рамы. Но я уверен, что дерево запросто может составить карбону серьезную конкуренцию. Некоторые породы дерева обладают очень большой прочностью и даже содержат в своей структуре… молекулы металла. Я где-то читал, что первые спортивные велосипеды были именно из дерева. Так что, возможно, мы когда-нибудь вернемся к тому, с чего все и начиналось…
Кстати, днепровскому «Кулибину» уже поступают заказы сделать похожие велосипеды.
— В наше время это надежное и самое дешевое средство передвижения. Например, до моей работы 5 километров. Пешком далековато, а тратиться на транспорт неохота. Выручает велосипед. Та же ситуация у моего друга. Вот он и попросил сделать ему такой же, — рассказывает Дмитрий.
На вопрос, сделает ли, умелец, подумав, ответил:
— Почему бы и нет? Только теперь уже не спеша. По всем правилам, с чертежами и расчетами.
Оставалось пожелать ему успехов в работе и новых интересных идей. А нам всем — гордиться, что на Днепропетровщине есть такие талантливые мастера своего дела.
В ТЕМУ
Первое упоминание об изобретении велосипеда относится к 1817 году. Хотя это был, скорее, маленький деревянный двухколёсный самокат. Создатель, немецкий профессор барон Карл фон Дрез, окрестил его «машиной для ходьбы».
Позже изобретение Дреза было названо «дрезиной», а слово «велосипед» появилось в языке благодаря французскому изобретателю Жозефу Ньепсу. Это название он придумал для обозначения усовершенствованного самоката Дреза, снабженного седлом с изменяемой высотой.
Ольга ДЮЖИНСКИХ