Ноты на асфальте

Музыканты на улицах были всегда, со времен менестрелей и скоморохов. Кто они, современные?

Автор: Екатерина Никитенко

Утром и поздним вечером, замотанные в несколько шарфов, они еще играют на своих привычных местах. И, наверное, именно возле них нужно было 1 октября отмечать Международный день музыки. Не в чинных, вымытых концертных залах, не на вечеринках с фуршетом. А на улице, возле этих «замерзших Вивальди». Просто дать им в этот день чуть больше пары гривен…

Гении, а не попрошайки

Уличные музыканты выступают в одних и тех же местах города. И если играют хорошо, хочется спросить: для чего им это? Страшно получить в ответ: «Чтобы выжить». Еще печальнее услышать это от профессионального музыканта.

Ивана Владимировича с баяном знают все, кто бывает на Европейской площади. Очень часто он играет здесь мелодию «Под небом Парижа», и она удивительно сочетается с нашей французской каруселью. Теперь это не просто кусочек Франции в центре Днепра, а маленький «живой» парижский мирок с бродячим музыкантом. Если этого человека, конечно, можно так назвать. Иван Владимирович Сухонос – преподаватель музыки и хормейстер. Кто видел, тот знает, что каждый день рядом с ним на лавочке сидит женщина. Оказывается – жена. И это будет уже третья зима, которую они проведут в Днепре, у сына. В Донецк возвращаться пока нельзя. Война.

У него именно то профессиональное музыкальное образование, за которым должно быть огромное будущее: музыкальная школа, музучилище, музыкально-педагогический факультет Таганрогского института. Более того – у Ивана Сухоноса вышло три сборника авторской музыки. Конечно, такой человек на слух может подобрать любую песню. Вот и звучат на площади французские мотивы, «Мой ласковый и нежный зверь», «Город, которого нет», «Червона рута», и даже «Пусть бегут неуклюже…»

Довольно часто Ивану Владимировичу заказывают легендарную «Катюшу». И он играет. Ведь профессиональному музыканту не нужен какой-то постоянный репертуар. Чтобы заработать, он должен играть то, что нравится людям, и делает это.

«Смотрите, девчушки пошли, танцуют!» – Иван Владимирович радуется случайным и неслучайным улыбкам, рассказывает детям, что он – настоящий крокодил Гена, разрешает снимать его руки. Да, это правда. Пару дней назад молодой музыкант попросил снять на видео руки Сухоноса, и был счастлив, когда у него получилось так же сыграть.

Этой музыкальной семьей в Днепре восхищается много людей, «крокодил Гена» – символ нашей площади, но эстетическое удовольствие здесь смешалось с тем самым «выжить». Помните? Страшно, когда от профессионального музыканта. Когда здесь ему приносят бутерброды, но еще в Донецке он был вынужден отказаться от мяса.

Звон – это молитва

Особая каста уличных музыкантов в Днепре – кришнаиты. Все на той же площади они танцуют, играют на музыкальных инструментах, водят хороводы. Это действо называется харинама – прославление святых имен.

У кришнаитов есть музыкальные инструменты, упоминания о которых были еще задолго до начала нашей эры! Просто так они играют, например, на уникальной мриданге – барабане из глины, обладающем самой совершенной акустикой. Еще есть фисгармония и караталы. Они не собирают деньги, и не стоят на одном месте. Ребята просто уверены, что звон помогает доносить молитву, и делают то, что нравится.

В Днепре встречаются самые необычные музыкальные инструменты. В нашей культуре уличной музыки есть даже глюкофон. Это очень дорогой и редкий тональный лепестковый барабан, его можно найти не во всех украинских городах.

Необычным для улицы считается и… саксофон. Все лето рядом с Иваном Владимировичем на нем играла совсем юная Настя Федоренко. Во всех соцсетях днепряне обсуждали хрупкую саксофонистку. Старались понять, откуда в нашем городе подобный талант.

Оказалось – из Франции. Настя приезжает в родной город на лето, а высшее музыкальное образование сейчас получает в парижской региональной консерватории!

Почему же девушка играет на улице? Нравится. Для нее это та же сцена, где захлестывают эмоции. Кстати, в Днепре Насте не только бросали деньги. Мужчины дарили цветы, женщины – кофе и косметику.

Сколько можно заработать?

«Я дарю творчество людям, зарабатываю деньги. Вот у нас получилось по 120–130 гривен за пару часов», – рассказывает Николай Бондаренко. Этот парень играет со своей группой на набережной, на центральной городской площади, в парках.

Как выяснилось, он – молодой композитор, фактически человек-оркестр! С одной только музыкальной школой за плечами сейчас Бондаренко играет на джембе, гитаре, саксофоне, кахоне, ударной установке, синтезаторе и сочиняет музыку.

«Иногда кажется, что те, кто играет на улице, знамениты, признаны, и люди вокруг узнают. Но это не так, никому мы не нужны», – говорят ребята. Рассказывают, что бросают, в основном, бумажные деньги. В их гитарном чехле самая крупная купюра – 50-гривневая. Правда, вспомнил Николай, однажды молодой человек попросил «сыграть для его девушек» и отдал за это целых 400 гривен.

«Действительно, зависит от удачи», – подтверждает программист и гитарист из Пятихаток Дима Коваленко. Как-то компания байкеров так прониклась близкой по духу песней, что заплатила группе сразу 500 гривен. Но на самом деле это единичные случаи. В основном, на заработанные деньги на вечер пива и сосисок можно купить.

В Днепре уличных музыкантов полиция не обижает. Хотя Сухонос рассказал, что полиция в центре вообще никого не трогает. Ее нет. Доходит до того, что не музыка нарушает общественный порядок, а попрошайки и нетрезвые горожане начинают угрожать исполнителям. Сюр какой-то…

Вообще, уличные музыканты – удивительные люди. За их судьбами и отношением к жизни очень интересно наблюдать. Солисты консерваторий, композиторы, педагоги… Все они находят в творчестве не столько деньги, сколько отдушину. И в них до сих пор соединяются любовь к музыке и желание выжить в родной стране.