ЖИВЫ И БЕЗ «САТАНЫ»
Несмотря на проблемы отечественного машиностроения, легендарный «Южмаш» продолжает работать и даже… удивлять
Накануне Дня машиностроителя, который праздновался в Украине 23 сентября, «Зоря» встретилась с генеральным директором ПО «Южный машиностроительный завод» Сергеем ВОЙТОМ, который рассказал, чем сегодня живет завод
— Какова стратегия и перспективы развития предприятия?
— Она определяется реальными документами, которые постоянно дорабатываются и актуализируются в соответствии с мировыми тенденциями и ситуацией на рынке.
Понимаете, длительный (около полутора лет) производственный цикл изготовления ракеты изначально требует умения планировать на годы вперед. С другой стороны, жизнь иногда подбрасывает такие повороты, что все планы приходится пересматривать, иногда — кардинально.
Такая ситуация возникла у нас в 2014 году, когда объемы производства упали на 80 %. Пришлось отказаться от стратегии развития и срочно разрабатывать стратегию выживания.
— С кем ведется сотрудничество, есть ли заказы из-за рубежа? В каких международных проектах реально участвует завод?
— В первую очередь, это программы «Морской старт» и «Наземный старт». В апреле 2017 между компанией SeaLaunchLimited и «Южмашем» заключен контракт на изготовление двенадцати ракетоносителей «Зенит». Два из них будут готовы уже в 2019 году.
Программа «Лыбидь», это украинский телекоммуникационный спутник. Его пуск запланирован в будущем году.
Программа «Антарес», запуск одноименного ракетоносителя с американского мыса Уоллопс. Это программа снабжения Международной космической станции.
И так далее. Так что потенциал завода используется по профилю. И в стране, и за ее пределами.
— Действует ли сейчас космическая программа — отечественная или с участием зарубежных партнеров?
— Общегосударственная космическая программа пока отсутствует. Старая закончила действие в конце прошлого года, а новая еще не принята Верховной Радой. Хотя буквально на днях Кабмин утвердил концепцию новой программы, а ее проект «зайдет» на рассмотрение в октябре-ноябре этого года. Когда же законопроект поступит в парламент — неизвестно.
— Используется ли потенциал ЮМЗ Вооруженными силами Украины?
— Мы считаем, что наши возможности для укрепления обороноспособности страны используются недостаточно. Но постоянно работаем, чтобы заинтересовать Минобороны. Хотя в общем, «Южмаш» имеет официальный статус предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Мы и КБ «Южное» — единственные в Украине, имеющие такой статус и не входящие при этом в состав концерна «Укроборонпром». По-моему, достаточно красноречивый факт.
— Есть ли новые значимые разработки и успехи — если сравнивать с началом 2000-х? Пользуются ли они спросом на внутреннем и международном рынках?
— Практически все вышеизложенное, кроме «Морского» и «Наземного» стартов — это и есть новые проекты. Что касается новых разработок, то это вопрос больной. Откровенно говоря, мы их в серийном производстве заждались. Впрочем, прямо сейчас разрабатываем новые жидкостные ракетные двигатели. Надеемся, что они успешно дойдут до серии…
— А что с долгами по зарплате и налогу на землю? Совсем недавно этот вопрос очень остро стоял…
— Правда, в наиболее острый период кризиса мы имели пятимесячные долги по зарплате. Но в конце прошлого года полностью с ними рассчитались, в том числе благодаря финансовой помощи из бюджета.
Все первое полугодие 2018-го выплачивали зарплату своевременно. Но месяц назад у нас случился сбой, вызванный неритмичным финансированием со стороны заказчиков. Рассчитываем в ближайшее время опять войти в нормальный ритм.
А по налогу на землю ситуация традиционно сложная. В этом году горсовет увеличил его ставку в несколько раз. Нам трудно понять такое решение, сводящее на нет все наши усилия по преодолению кризиса.
Сегодня с городскими властями продолжается дискуссия. И мы надеемся на понимание. Ведь не может же власть, пусть и местная, целенаправленно «топить» государственный завод, имеющий стратегическое значение для всей страны, верно?
Беседовал Андрей БОГАТЫРЕВ