СТАРЫЕ УЛИЦЫ – НОВЫЕ ИМЕНА (часть 15)

Улица Куринная

 Изначально эта улица в Новокадацком (бывшем Ленинском) районе называлась 4-й Кайдакской. В 1957 году ее назвали именем Аверина. Василий Аверин –  член екатеринославского комитета РСДРП(б) и уже в декабре 1917-го- член коллегии ВЧК, затем –председатель Военно-революционного штаба при Екатеринославском совете по борьбе с Центральной Радой. Конечно, именем ярого противника украинской государственности улица называться далее не могла.

Ныне улица стала называться Куринной. Новое название долино напоминать о казацком прошлом края. У украинского слова «курінь» – несколько значений. В 16-18 веках так, к примеру, назівалась основная военно-организационная единица Запорожской Сечи.

Во главе куреня стоял куренной атаман. К куренной старшине относился и хорунжий, бывший хранителем куренного значка – в казацком войске так называли знамя небольших размеров. Поначалу курени были объединениями земляков. Позднее курень стал структурой, в пределах которой  решалось большинство административных, хозяйственных и бытовых проблем казаков. В 18 веке на Запорожской Сечи насчитывалось уже 38 куреней.

Значение куреней в жизни запорожских казаков и их почтение к ним были столь  велики, что быший кошевой мог не вспомнить о высшей старшинской должности, но непременно укзаывал на свою принадлежность к определенному куреню.

На Сечи куренями также называли казармы, в которых проживали казаки.

Улица Мыколы Кузьменко

 Эта улица в Амур-Нижнеднепровском районе носила имя участника трех революций, советского и партийного государственного деятеля Ивана Лепсе, умершего в 1929 году и не имевшего ни малейшего отношения к нашему городу.

Отныне улица носит имя человека, долгие годы прожившего в этом районе – украинского поэта и просвитянина Мыколы Кузьменко (1862-1942).  Начнем с того, что Мыкола Кузьменко – автор первого поэтического сборника  на украинском языке, изданного в Екатеринославе. Сборник назывался «Дозвілля» и был издан в 1899 году на средства автора. Выход этой скромной книги можно считать событием в жизни города, где в ту пору практически не издавались  украинские  книги, газеты, не было своего национального театра.

Родился Мыкола Лавринович в Томаковке в семье священника. Поэтому путь его пролег  в дузховную семинарию, откуда, впрочем, он был исключен «за неблагонадежность».  Юноша стал учительствовать в школах, а в 1895 году устроился рабо тать на железной дороге. Его должносмть в 1910 году звучала длинно и витиевато – «помощник заведующего стола учета поверстных и  премий паровозным бригадам службы тяги Екатерининской железной дороги».

Отдушиной от «стола учета» служила общественная работа. Когда летом 1906 года царская власть, наконец, разрешила в Екатеринославе деятельность літературно-артистического украинского  общества «Просвіта», Мыколу Кузьменко тотчас избрали в состав руководства. В 1909 году он был даже заместителем руководителя общества, вместе с другими организовывал вечера и спектакли на родном языке. Успешно выступал на украинских концертах в качестве декламатора. Был в хороших отношениях с  Дмитрием Яворницким.

18 марта 1917 года Кузьменко избирают председателем мануйловской «Просвіты» (Мануйловка – село на левом берегу Днепра, ныне в составе г. Днепр). А вскоре он становится членом первого украинского парламента – Украинской Центральной Рады. Осенью 1917 года выступает как талантливый  публицист, активный сторонник украинскоцй государственности на страницах екатеринославской газеты «Селянська спілка».

Поэт и педагог был также лектором курсов украиноведения, в советское время работал в Нижнеднепровске учителем украиского язика и литературы, издвал сборники призведений старшеклассников, выступал в городском народном театре. И одновеременно неоднократно арестовывался советской властью как «щирый» украинец, бывший член Центральной Рады. Тихо скончался на 80-м году жизни во время фашистской оккупации. Случилось это 75 лет назад – в марте 1942-го.

Улица Александры Рындовской

 Эта улица в Шевченковском районе носила название Перекопской победы. Так называли большевики Перекопско-Чонгарскую наступательную операцию в ноябре 1920-го.

Отныне улица будет напоминать о других победах – света образования над тьмой невежества. Ведь улицу переназвали в честь Александры Рындовской.

…Это было в декабре 1899 года. Екатеринослав чествовал  Рындовскую — пионера женского образования в Екатеринославе. Повод был весомым — исполнилось 35 лет педагогической и общественной деятельности этой женщины. И столько же – ее работе директором первой в городе женской гимназии.

—Все благодарят меня за любовь к учащимся ,— сказала Александра Акимовна,— но разве можно не любить детей, которые составляют то поколение, какое является на смену нам в жизни?!

В этих словах — вся Рындовская: скромная труженица, работавшая не ради благодарности, но из внутренней потребности.

Провести юбилей в чиновничьей России было совсем непросто. Как вспоминал ее сослуживец Иван Акинфиев, в ту пору действовал порядок, когда можно было отмечать лишь пятидесятилетние юбилеи.

Помог случай. В октябре 1899 года город на Днепре посетил министр народного просвещения Николай  Боголепов. Он побывал и в Мариинской гимназии. Вот тогда-то  Акинфиев и попросил его разрешить отметить юбилей.  Разрешение не без труда, но было получено.

Рындовская была дочерью Акима Ковалевского — второго директора Екатеринославской классической мужской гимназии. От отца она унаследовала пиетет перед знаниями.

Немало времени ушло  на то, дабы перестроить подаренное городу учителем Андреем  Понятовским двухэтажное здание, завещанное для женского учебного заведения. Находилось здание  напротив Троицкого собора (теперь здесь СШ №33). Женское училище первого разряда (так поначалу называлась Мариинская гимназия) открылось в 1864 году. Начальницей училища, позже  преобразованного в гимназию, и стала Александра Рындовская.

Николай ЧАБАН

 

 

Попередня стаття:

Наступна стаття: