О ПОМИДОРАХ И ВИНЕ

Доцент университетской кафедры украинского языка Нина Левун уверена, что движение – это жизнь. Особенно, когда тебе за 70, а двигаешься ты по всхоленным и взлелеянным грядкам собственного приусадебного участка.

ДАЧНИЦА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Большинство знакомых знает ее абсолютно в иной ипостаси – строгого, но справедливого и очень знающего преподавателя, одного из лучших в стране специалистов по украинской стилистике. За несколько десятков лет работы в Днепропетровском государственном (а ныне – давно уже национальном) университете она выучила тысячи студентов, большинство из которых сеют «разумное, доброе, вечное» в школах наших города и области.

А вот за пределами alma mater она совсем иная, улыбка с ее лица практически не сходит. Хотя так же, как и раньше, иронична и остра на язык – не случайно ее шутка о «верхнемандрыковском диалекте» украинского давно стала факультетским мемом.

– Молчок о политике! – предупреждает с порога. – В нашей жизни сегодня и так хватает негатива, чтобы самому себе его создавать. Только положительные эмоции продлевают жизнь. И движение, ежедневная физическая активность. Ведь правда?

Глядя на Нину Витальевну, трудно не согласиться – больше пятидесяти «с хвостиком» ей ни за что не дашь.

Да и насчет пользы движения после обстоятельной экскурсии по с любовью возделанному огороду спорить трудно. Хотя мадам доцент привычно кокетничает:

– В этом году здесь вообще не на что смотреть. Разве что помидоры удались. И на еду, и для консервации.

Пробую. Действительно сладкие и очень, если можно так выразиться, фотогеничные. Так и просятся на станицы модного глянцевого журнала.

«ТРОЯНДИ Й ВИНОГРАД»

Тем не менее «заморачиваться» с заготовками на зиму Нина Левун особо не любит. Закрывает строго на один год, чтобы себе да дочке с зятем и внуком хватило. Излишки охотно раздаривает друзьям и коллегам. Пытаюсь сыронизировать, мол, конечно, научной интеллигенции нынче живется нелегко.

Однако шутка повисает в воздухе – видно, что вопрос существующих зарплат профессорско-преподавательского состава в современной вузовской среде задевает за живое. Но Нина Витальевна мгновенно разряжает ситуацию:

– Скорее – подпаиваю! Уже несколько лет подряд на первое перед началом учебного года заседание кафедры традиционно приношу что-то из собственноручно приготовленных напитков. Раньше это была вишневка или абрикосовка. В прошлом году – вино из розы и розовый ликер. Коллеги сразу сказали: «Да ну его, это заседание…в синтаксис!» Пришлось для обсуждения годового плана собираться на следующий день…

Вино, и вправду, божественное. Если поставить его производство на поток – вместе с сушкой абрикос, яблок и слив, в технологии которой методом проб и ошибок Нина Левун добилась заметных успехов

– то, организовав сбыт, можно было бы забыть об университетских лекциях и зарабатывать побольше.

Увы, сослагательное наклонение применительно к продуктам «hand made» из Орловщины в данном случае неуместно. Хотя бы потому, что «единственной, но пламенной страстью» Нины Витальевны всегда были (и остаются) не фрукты-овощи, а цветы.

Их в саду видимо-невидимо – от эффектных роз и полезно-лекарственной пурпурной эхинацеи

до экзотической гейхеры, вызывающей у нынешнего поколения студентов доцента Левун целые россыпи незатейливых филологических каламбуров.

Нина Витальевна не в претензии. Сама ведь любит повторять, что смех немножечко продлевает жизнь.

Андрей Богатырев, фото автора