Секреты «днепровской принцессы»
Днепрянка Майя Эрнст коллекционирует народную одежду и уверена, что вышиванок на самом деле… не существует!
Автор: Екатерина НИКИТЕНКО
Можно ли быть кинологом, ветеринаром и одновременно коллекционером старинной украинской одежды? Майя постоянно слышит один и тот же вопрос. Мы встречаемся в ее маленькой домашней мастерской. В шкафу – украинские сорочки и отреставрированные народные украшения, а на полу – английский бульдог Морган. И одно другому совсем не мешает…
Национальный код – только миф?
«Вышиванка – код нации. Ее необходимо тщательно выбирать и желательно искать именно ту, которая характерна для вашего региона». Это выдержка из первой попавшейся найденной в Интернете статьи о национальном украинском убранстве.
Журналисты охотно пропагандируют чьи-то идеи о магической силе предков. На самом деле это обычное мифотворчество, которого вокруг украинской сорочки слишком уж много.
Региональные различия в цветах или узорах, конечно, есть. Однако все 9 областей центральной Украины можно представить одной сорочкой. Кто-то начнет спорить, но… Национальная женская одежда Полтавщины на первый взгляд действительно мало чем отличается от одежды, которую носили на территории нашей области (подчеркиваем – только визуально).
Консультация хорошего специалиста никогда не стоила дешево. Поэтому даже музейные экспонаты не гарантируют стопроцентную принадлежность представленных там вещей конкретным регионам.
Разыскиваются этнографы!
Майя Эрнст рассказывает, как устанавливала «родословную» российского костюма – экспоната нашего исторического музея. Сначала этнограф из Киева сообщил на Фейсбуке, что костюм – из Павлоградского района, от русских переселенцев (каких именно – неизвестно). И только через несколько месяцев российский коллекционер случайно узнал на фотографии… белгородский сарафан.
Сначала узнал, а потом написал Майе, что другие детали образа не оттуда. Значит, надо вести поиски дальше. Так же в местном музее Красноармейска 75% «районных» вышитых сорочек на самом деле – из Житомирской и Волынской областей, уверена Майя. Что уж говорить об украинских фильмах, где нам показывают… молдавские украшения и российские рубашки.
А был ли «крестик»?
Вышитая сорочка в ее классическом виде – это красно-черный крестик на белом полотне. Как техника, крестик существует очень давно. Но, если покопаться, выясняется, что это отнюдь не украинское достояние. Майя Эрнст рассказывает, что крестикоподобные швы у нас считались всего лишь вспомогательной техникой.
Сперва крестик в Москву привез француз Генрих Брокар. Он занимался производством мыла и заворачивал свое «Крестьянское», стоившее всего 1 копейку, в… схемы для вышивки крестиком. Тогда пестрый узор на клетках был очень популярен на Западе. Брокар же выбрал всего два цвета: красный и черный. Так крестик «пошел в народ».
В XIX веке украинские женщины вообще вышивали сорочки гладью. Причем белыми нитками по белому полотну. Разговоры же о «натуральных красителях» – скорее, наше мифотворчество. С помощью бузины можно получить лишь слегка голубоватый цвет, а из коры дуба – светло-коричневый. В Днепре есть люди, которые этим занимаются, и они говорят, что для подобных опытов надо неплохо знать химию…
Поэтому делаем вывод, что цветные нити покупали. В Полтаве говорят, что они назывались «жидовками», поскольку разрисовывали их евреи (хотя сейчас уже сложно сказать, правда ли это).
Екатеринославские «принцессы»
Майя показывает нам сорочки из своей коллекции. Большинство действительно вышиты брокаровским черно-красным крестиком, однако на них нет… ни одного одинакового цветка! Привлекает внимание и размер сорочек – все они очень широкие.
Однако это вовсе не означает, что два века назад женщины в Украине были толще нынешних. Просто тогда пытались шить без отходов. На одну сорочку требовалось три полотна, ширина же каждого всегда была классической. Поэтому вся традиционная женская одежда была прямоугольной формы. А длинными сорочки были из-за того, что они считались… нижним бельем!
Основные узоры Екатеринославской губернии – роза, ломаная ветка, «древо жизни», кресты и геометрические узоры.
Сверху на сорочку женщины надевали юпку (не имеет отношения к российской «юбке») – это нагрудная верхняя одежда, или корсетку – безрукавку сложного покроя. За ними часто ездили в соседние села или даже в город.
В коллекции Майи есть юпка из нынешнего Амур-Нижнеднепровского района. Она черная и достаточно короткая (вообще на территории нашей области были самые короткие корсетки с большим количеством рюшей). Также для днепровской верхней одежды ХIХ–ХХ веков был характерен не круглый, а квадратный вырез.
Зная все это, мы можем примерно представить образ «днепровской принцессы» конца XIX века. Итак!
На ней обязательно была бы льняная сорочка. Верхней одеждой барышня выбрала бы юпку с длинными рукавами — потому что иначе холодно. Дополнить образ она могла бы пестрой плахтой. На ногах были бы сапожки. Кстати, именно на территории нынешней Днепропетровщины они непременно были бы цветным и : красными, синими или даже зелеными.
И, наконец, какая украинская женщина не захотела бы украсить себя ожерельем – например, из кораллов!
Посмотрев , как в реальности выглядел настоящий украинский национальный костюм, становится понятно, что сегодня мы покупаем в магазинах что-то близкое, но в то же время очень далекое.
Поэтому есть смысл задуматься: стоит ли вспоминать о «магической силе предков»? Может, лучше просто купить понравившуюся сорочку и дополнить ее своей любовью к Украине?