Орешек для мотанки
Почти в самом конце местной аллеи мастеров можно увидеть… грецкие орехи с вложенными в них маленькими куклами-мотанками. Они напоминают изящные колыбельки для новорожденного
Автор: Екатерина Никитенко
– Никогда не видел таких больших орехов! – рядом со мной возле необычных поделок остановился рослый мужчина.
– Я уже 4 года это слышу! – ответила ему продавщица. – Это давний славянский оберег «Щастя в горішку».
– Что он символизирует? – никак не могу отойти от орешка для мотанки, впечатлил. Почувствовав искренний интерес, народная мастерица Тамара Макаренко рассказала мне свою похожую на легенду фамильную историю.
Сохранишь – будет дочь
– Орешек не просто что-то символизирует, это история семьи. Мой отец воевал во Второй мировой. Однажды проходил через Карпаты и ему встретилась мольфарка. Она подарила ему похожий оберег, сделанный из небольшого орешка. Буквально из тряпки там был вымотан младенец. Мольфарка сказала: «Скоро ты будешь серьезно ранен и потом, скорее всего, не будешь иметь детей. Но вот тебе оберег. Если сохранишь его, у тебя родится дочь».
– Он сохранил.
– Да. В детстве мне разрешали играть с этим оберегом. А потом отец ушел из жизни, и он затерялся.
– Предсказание мольфарки сбылось полностью?
– Его ранили под Братиславой. Отец попал в Вену, в окружной военный госпиталь, и до 1950 года лечился. Там же встретил маму. Они поженились в Австрии и переехали на его родину, в Россию.
– Вы родом оттуда?
– Да, из Саратовской области.
– Как думаете, «Щастя в горішку» – это название было придумано для одного конкретного оберега?
– Нет. Похожие есть в Чехии, Словакии, Румынии. Делаю его сейчас в разных вариантах: из ткани, кукурузы, травы.
Мотанки из травы
– Травяные украинские мотанки – это же феномен! Удивительно, что ими занимается мастерица в Днепре. Почему вы не работаете с тканью?
– Растет, например, кукуруза… По мере роста она впитывает энергию солнца, ветра, земли, впитывает мороз, туман, дождь. И вся эта энергетика собирается в одном растении. Потом она попадает ко мне, я добавляю свои пожелания… И оберег обретает большую силу, чем сделанный из ткани.
– С каким материалом больше всего нравится работать?
– С кукурузой просто обожаю! Есть авторские работы из пижмы, тысячелистника, перекати-поле. Это редкие травы, и я не только плету, но еще рассказываю про них. Люди ведь на кукурузу постоянно говорят: «А, солома».
– Правда, что мотанку нельзя делать в плохом настроении? Вроде бы такая может навредить человеку…
– В этом случае делать традиционную узловую мотанку я не сажусь. Есть правила. Для того, чтобы оберег получился, нужно убрать все заколки, принять душ… Надеть сорочку, распустить волосы, зажечь свечу, прочитать «Отче наш» или другие канонические православные молитвы. Если делаю на заказ, например, на замужество, то прописываю качества того мужчины, который должен прийти в жизнь к женщине, и соединяю нужные для этого цвета.
– Они тоже играют какую-то роль?
– Конечно! Красный – цвет здоровья, зеленый – материального благополучия… Вот такая бирюзовая мотанка подойдет вам, она покровительствует творческим людям.
– У ваших кукол совсем нет лиц. Так и должно быть?
– Оберег не должен иметь лица. Считается, что через него может вселиться злой дух. Кукла должна быть первозданной, девственной. Нельзя привязывать человека к конкретному образу. У тканевых мотанок вместо лица обычно кресты.
Никакое не ремесло!
– Не буду лукавить, если скажу, что после Революции достоинства у нас вырос не только интерес к украинской культуре, но и количество мастеров, занимающихся народным творчеством. Кто-то возрождает традиции, а некоторые ставят свою работу «на конвейер», для заработка. Но мотанки – это же оберег, его нужно делать только с душой. Для чего их делаете вы? Какава цель?
– Мне лялька-мотанка перешла по наследству, и я возрождаю то, что умела делать моя бабушка. Она плела из травы, из кукурузы. Сейчас это делаю я.
Я повела эту линию от своих предков и хочу передать свое умение – проводя мастер-классы, через учеников. Они есть в Бердянске, в Тернопольской области, в Карпатах.
Когда началась война, мы собирались с людьми из разных городов и вместе с пайками на каждый блокпост отправляли по кукле. За 3 недели сделали тогда больше 300 оберегов. Большие – на блокпосты, а маленькие такими, чтобы воины могли вложить в свое удостоверение. Еще иконки добавляли. На передовой не все молятся, не все верят. Но наши маленькие мотанки большинству все-таки согревали душу и помогали.
– У вас есть бабушкина мотанка? На ваших оберегах украинские узоры. А на ее?
– У меня есть и мамина желанница, обвешанная подарками. Она сделана очень просто, по-народному. Это такая русская кукла, с большой грудью (считается символом достатка). Материалом для нее послужила… старенькая занавеска. Бабушкина, наоборот – из старой очень суровой нитки, мотузки. Она даже есть в книге «Парадокс української ляльки». Моя бабушка родом из села Мечетного Покровского района.
– Вы живете в Украине больше 30 лет…
– Да. С детства каждый год ждала каникул, чтобы приехать сюда в гости! Мы приезжали рано утром и всегда шли в парк Чкалова, он теперь Глобы. Там жили мои любимые лебеди, Глаша с Гошей. И когда после встречи с ними я уезжала к родителям, то мечтала вернуться в Днепропетровск, к бабушке. Мне так нравился этот город, этот парк и эти лебеди…
В конце разговора Тамара подарила мне маленькое «Щастя в горішку». Надеюсь, теперь точно повезет…