ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ Х.
Николай ЧАБАН
Чтобы выстроить чуть ли не главную жемчужину екатеринославской, да и нынешней днепровской архитектуры, миллионеру пришлось… сорвать крышу с дома, заплатить штраф и даже дать импровизированную «взятку» самому Яворницкому!
Голос серебряной пластинки
Это было в пятидесятые. В Днепропетровске восстанавливали сожженное фашистами здание на углу проспекта Карла Маркса и улицы Короленко. Там ныне гостиница «Украина». В начале же века екатеринославцы звали строение не иначе как «Украинским домом», или «Домом Хренникова».
Именно здесь и нашли небольшую серебряную пластину, проливавшую свет на уже подзабытую историю. Вот что там было выгравировано:
«Року Божого від Різдва Христова тисяча дев’ятсот десятого (1910) 30-го жовтня під час ІІІ-ї Державної Думи /Російської/ заложено цей дім.
Будується він власником грунту інженер-технологом Володимиром Миколаєвичем Хрінниковим за його власним проектом. Фасад по Катерининському проспекту і Первозванівській вулиці робиться за проектом архітектора Петра Фетісова в стилі «Відродження України».
Хренников владел в Екатеринославе несколькими домами, но след оставил именно этим. Хотя… Многим ли землякам сегодня о чем-то говорит некогда гремевшее имя сына богатого купца и миллионера?
Здание в украинском стиле официально заложили 30 октября 1910 года на углу Проспекта и Первозвановской (нынешней Короленко).
Свой дом Владимир Николаевич любил всей душой, потратил на него много сил и средств. А в начале строительства, по преданию, даже чуть не угодил в тюрьму! И вот из-за чего.
На месте будущего строительства стоял одноэтажный домишко, откуда один упорный жилец не спешил выезжать. А сроки уже поджимали, был даже смонтирован башенный кран. Тогда Хренников приказал… сорвать крышу в домике! За это суд приговорил инженера к тюремному заключению, однако он отделался штрафом.
Не здесь ли лежит начало «славной» традиции, получившей развитие уже в современной Украине? Горожане хорошо помнят совсем недавние странные пожары и неожиданные падения уникальных фасадных стен в центральной части областного центра.
Только вот стало ли построенное в последние годы украшением города? Большой вопрос, ответить на который можно будет лишь спустя несколько десятилетий.
Между тем, умерший в 1962 году врач и литератор из Каменского Алексей Коваленко излагает несколько иную историю, связанную с началом строительства. По его рукописным воспоминаниям там стояла плохонькая лавчонка (кстати, Михаил Шатров уточняет, это была кондитерская Стрекозова). Договор арендатора с городом был как-то так написан, что без его согласия снести лавчонку было невозможно. На любую денежную компенсацию владелец почему-то не соглашался.
Хренников обратился за советом к местным правоведам, но те ничего не обещали. Тогда он разыскал известного харьковского юриста и общественного деятеля Николая Михновского. Тот приехал в Екатеринослав, познакомился с документацией и сказал, что надеется выиграть дело. И действительно выиграл!
После суда Хренников якобы обратился к Михновскому с вопросом: «Что же тебе, Мыкола, дать за работу?» — «Мне лично ничего не надо. Дай лучше шесть тысяч на издание украинской газеты!» — ответил юрист.
Хренников заплатил. Таким образом, у Михновского появилась возможность издавать в Харькове еженедельник «Снiп» на протяжении всего 1912 года.
Яворницкий в роли соучастника
Наконец началось строительство, вспоминал Коваленко, и снова беда: полиция запретила складывать строительный материал на проспекте.
Хренников обратился за помощью к директору местного музея, уважаемому в городе профессору Дмитрию Яворницкому. Тот пошел с ним к городскому голове Ивану Способному. Владимир Николаевич рассказал свое дело, Дмитрий Иванович замолвил словечко… А голова попросил полицмейстера, чтобы тот не препятствовал Хренникову складывать строительный материал на проспекте.
В благодарность за такую услугу Хренников выделил двести рублей на издание написанных академиком «Материалов к биографии Т. Г. Шевченко». А за три года до этого он же выступил издателем «Запорожжя» — первой украинской газеты в Екатеринославе, которую редактировал Яворницкий. Это лишь некоторые эпизоды меценатской деятельности Владимира Хренникова, опровергающие миф о его «феноменальной скупости».
Хотя все-таки главным его детищем стал «Украинский дом», задумывавшийся как своеобразный мемориал Запорожской Сечи. И не случайно именно Яворницкий оказался главным вдохновителем его создания.
…Несмотря на спешку с началом строительства, его окончание пришлось на конец 1913-го. Чертова дюжина, плохая примета. Поэтому стройку приостановили и завершили в начале следующего года. Впрочем, уловка ничего не дала: началась первая мировая война…
Тем не менее, кровлю башен дома покрыли аспидом — минералом, широко применявшимся в средние века. В Европе есть много старинных зданий с аспидной кровлей, простоявшей без ремонта века!
Каким он был… Но не остался
Да, современная гостиница «Украина» впечатляет.
Однако она является лишь отзвуком того, что было ранее, до войны.
Красная черепичная кровля и белые стены создавали эффект, усиленный красочной майоликой на фасаде и одной из боковых стен. Дом имел два крыла, выходящих на улицы. Третье же, где размещался театр, вытянулось вглубь участка.
Так вот — над входом в театр майолика превращала стену в экзотический ковер из пышных орнаментов, среди которых выделялись изображения павлинов. В этом отразилась характерная для нашего края красочная декоративность, особенно ярко проявившаяся в творчестве петриковских мастеров.
Современников поражало и внутреннее убранство дома, выдержанное в едином стиле. Особенно сильное впечатление производили большие металлические корабли, опускавшиеся с потолков в виде люстр театрального зала и словно приплывшие из времен Киевской Руси…
Эх, все это надо было видеть! Увы, чертежи первоначального облика дома не сохранились. Поэтому, когда в 1952-54 годах здание отстраивалось (по проекту днепропетровского архитектора Зуева), потери оказались неизбежны…
Какова же судьба самого Хренникова?
В начале гражданской он еще жил в Екатеринославе. Потом довольно активно перемещался по стране, не засиживаясь подолгу на одном месте. Во время НЭПа оказался в Крыму, проектировал и строил там мельницу. Затем он с семьей уже в Баку, работал инженером в «Грознефти».
Умер Владимир Николаевич приблизительно в 1936 году, точная дата, к сожалению, неизвестна.
Зато дом, носящий его имя, известен многим не только в Украине, но и за ее пределами, став одной из признанных визиток города на Днепре. И останется ею надолго.
МЕЖДУ ПРОЧИМ
Дом Хренникова спроектирован архитектором и гражданским инженером Петром Фетисовым в соавторстве с Людомиром Хойновским и самим заказчиком.
Считается, что он построен в классических традициях украинского модерна, однако его авторами стали украинец, русский и поляк!