СТАРЫЕ УЛИЦЫ – НОВЫЕ ИМЕНА (часть 14)
Улица Марии Заньковецкой
Изначально эта улица в Соборном районе именовалась 1-й Переможной. В 1957-м ее назвали именем немецкой коммунистки Розы Люксембург. Отныне она носит имя выдающейся украинской актрисы, яркой представительницы театра корифев Марии Заньковецкой (1854-1934). Первой среди артисток-женщин она была удостоєна звания народной артистки республики (1923).
Есть на Черниговщине село Заньки, бывшее в свое время сотенным местечком Нежинского полка. Здесь и родилась будущая актриса.
Настоящее ее имя было Адасовская. Дебютировала она на профессиональной сцене в 1882 году, в театре Марка Кропивницкого. Считалась художником широкого творческого диапазона – успішно играла драматические, трагедийные, комедийные роли, участвовала в музыкальных спектаклях. У нее было чудесное меццо-сопрано.
С первых же лет существования театра корифеев он стал периодически наведываться в Екатеринослав. Здесь Марию Константиновну любили и всегда восторженно принимали.
В 1911 году пионер украинского кино Данило Сахненко воспользовался выступлениями украинского театра корифеев и снял у нас две кинокартины. Сперва «Наймычку», а затем «Наталку Полтавку». Роль Наталки исполняла гениальная Заньковецкая, которой было 57 лет.
Картины были выпущены в ноябре 1911 года екатеринославской киноконторой «Художество». Их причисляют к самому ценному наследию украинского дореволюционного кинематографа.
Интересно, что нынешний Львовский академический театр им. Марии Заньковецкой в 1920-х годах какое-то время базировался в Днепропетровске. Так что новое название имеет железную смысловую привязку…
Улица Владимира Моссаковского
Когда-то она называлась Семинарской, так как пролегала мимо квартала, где находилась Екатеринославская духовная семинария. Захватив власть, большевики дали улице имя Клары Цеткин, навряд ли слыхавшей когда-то о Екатеринославе. Недавно она переименована в честь Владимира Моссаковского (1919-2006), 22 года возглавлявшего Днепропетровский государственный университет.
Учёный-механик, академик и депутат, лауреат и Герой соцтруда, Владимир Иванович олицетворял мощь Днепропетровска как столицы ракетостроения в те сказочные для многих времена, когда «нас боялись и уважали».
Годы его ректорства удивительно совпали с брежневской эпохой. Брежнев в 1964-м стал генсеком, Моссаковский тогда же – ректором. Нам, студентам, Моссаковский представлялся грозой многотысячного вуза. И небожителем одновременно, хотя мы учились на седьмом этаже, а он ректорствовал на третьем.
Был так же противоречив, как сама эпоха. Мы замирали от восторга, когда в пору книжных дефицитов отворялись двери в университет и его шофер нес торжественно, как торт, новую порцию дефицитных книг «для ректора» из ближайшего магазина облкниготорга № 70 по проспекту Гагарина, 105.
«ЖЗЛ» понесли»…- облизывались мы, утешаясь перебранными книгами в чахлом филиале того же магазина в университетском холле. «Читает…» – вздыхали. Как-то довелось случайно наблюдать его в работе. На строительстве одного из корпусов за библиотекой в теплое время года пахали студенты. А может, совсем и не пахали… Но тут неожиданно появилась ректорская машина, и был учинен такой громогласный разгон с такой неаристократической лексикой, которую мог позволить себе лишь Хозяин…
В год смерти Брежнева Моссаковского удостоили звания Героя Социалистического Труда «за фундаментальные разработки в области механики деформируемого твёрдого тела и подготовку высококвалифицированных специалистов». Он – автор более 270 научных работ, двух учебных пособий, семи монографий.
С 1986 года работал заведующим университетской кафедрой прикладной теории упругости. После выхода на пенсию проживал в Днепропетровске, где и скончался в 2006-м. Похоронен на Запорожском кладбище. Награжден девятью орденами. В 1999-м удостоен звания Почётный гражданин Днепропетровска.
Предполагалось, что его именем назовут и университет. Но назвали именем другого выпускника, его ровесника Олеся Гончара.
Улица Менахема-Мендла Шнеерсона
До 1957 года улица носила имя Вячеслава Молотова. Хрущев справедливо решил, что улицы не должны носить имена живых вождей, а исключительно мертвых. И ее назвали именем Кузьмы Минина (умершего за триста лет до Октябрьской революции, в 1616 году) – «организатора национально-освободительной борьбы русского народа за освобождение от иностранных захватчиков в начале XVII века» – цитирую справочник «Улицы, переулки и площади Днепропетровска» (1983).
Сейчас улица получила имя любавичского ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Знаете ли вы, что в США существует День образования (размышления), который отмечается в его день рождения? Как дань уважения этому человеку и в память о нём.
В ознаменование 80-летия Шнеерсона сенат и палата представителей Соединенных Штатов на совместном заседании приняли Резолюцию №447 о провозглашении 4 апреля 1982 года Национальным днем размышления. «В соответствии с вышеизложенным я, Рональд Рейган, Президент Соединенных Штатов Америки, провозглашаю 4 апреля 1982 года Национальным днем размышления».
Ребе Шнеерсон (1902-1994) родился в Николаеве, а умер в Нью-Йорке. Считается одним из виднейших еврейских деятелей XX века. В 1994 году посмертно награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Менахем-Мендл за шесть месяцев экстерном закончил Екатеринославскую гимназию, получил золотую медаль и государственный аттестат. После отъезда из СССР он продолжил учёбу в раввинской семинарии, а затем стал вольнослушателем университета. Переехав в Нью-Йорк в 1941 году, некоторое время работал на бруклинском судостроительном заводе.
В 1951-м, после смерти тестя, Шнеерсон стал 7-м любавичским ребе. Вел широкую деятельность по распространению еврейского образования для разных возрастов. После распада СССР был одним из первых, кто заново воссоздал еврейские общины в странах СНГ.
Николай ЧАБАН