МОСТОВЫЕ СТАРОГО ГОРОДА
Мы нечасто задумываемся о том, что у нас под ногами в буквальном смысле хранится история. Оказывается, в некоторых местах областного центра еще сохранились исторические мостовые со старинной брусчаткой. Сколько же им лет и где они находятся?
Свои первые сто лет Екатеринослав буквально утопал в грязи. Город, основанный по канонам классицизма в конце XVIII века, долгое время был похож на большую деревню. Местные лужи, по которым бродили козы, кони, овцы и валялись свиньи, превосходили даже те, которые описал Николай Гоголь в своих повестях. Житель города Порфирий Яненко вспоминал о Екатерининском проспекте (ныне Яворницкого), что «улица представляла самый безобразный вид: постоянная грязь невылазная, где вчастую кареты останавливались и их вытаскивали с пассажирами волами».
«Гоголевский» колорит старого Екатеринослава сохранялся до середины XIX века. Первые шаги по мощению улиц реализовал Андрей Яковлевич Фабр, управлявший губернией в 1847—1857 гг. Он провел реконструкцию центральной части Екатеринослава.
Заново был распланирован проспект и насажен двухрядный бульвар от улицы Новодворянской (Вернадского) до нынешнего оперного театра. Дорогу на проспекте тогда же начали вымащивать. До наших дней сохранился квартал старейшей мостовой Екатеринослава — на проспекте от улицы Вернадского до улицы Баррикадной. Обратите внимание: нынешняя проезжая часть вымощена брусками одного размера правильной прямоугольной формы. Качество мощения такое, что и 170 лет спустя провалов и смещений здесь практически нет.
Замощение улиц активизировалось только в 1860-х. Руководил процессом Андрей Достоевский, брат писателя, в 1860—1865 годах служивший тут губернским архитектором. Работали в основном заключенные из арестантских рот. В своих «Воспоминаниях» А. М. Достоевский писал: «вот под моим надзором и наблюдением начали моститься Городские Улицы, которые были все почти не мощеныя, кроме Шоссированной Улицы большого Екатеринославского Проспекта. — Для этого мощения арестанты предварительно должны были наломать дикаго камня на берегах р. Днепр (бу-лыжнаго камня не было) а иногда взрывая его порохом; перевозить добытый таким образом камень на Городских воловых подводах на городския улицы, подлежащия мощению, и, наконец, производить самыя работы по мощению улиц. — Всё это было довольно хлопотливо». В это время уже успели замостить не только проспект, но и часть прилегающих улиц.
В конце XIX века почти весь екатеринославский центр оказался вымощен. С 1880-х город переживал промышленный расцвет, и уровень благоустройства увеличился многократно. Однако вдали от центра по-прежнему царила «гоголевская» грязь. В районе Озерки и открытого в 1884-м железнодорожного вокзала стояли гигантские лужи без преувеличения метровой глубины. А в рабочих слободках, типа Чечеловки, признаки благоустройства отсутствовали совсем.
В 1890-х годах городские власти начали комплексно решать проблему замощения улиц. Летом 1891 и 1892 годов Екатеринослав постигли гигантские наводнения, в результате чего многие люди лишились жилья. Очень быстро был построен новый городской район «Новые Планы» (план — участок). Это геометрическая сетка улиц выше современной улицы Светлова и до тупика 4-го трамвая. Здесь появилось больше 20 кварталов, и сразу же укладывались мостовые.
Район заселяли небогатые горожане, поэтому и мостили улицы не совсем качественно. Использовались камни неправильной формы, и укладка производилась кое-как. Сегодня верхняя часть улиц Грушевского и Сичевых Стрельцов давно покрыта асфальтом. Зато боковые улицы еще сохранили старинные мостовые — например, в верхней части Троицкой и на Дарвина. Этим мостовым ровно 125 лет!
В начале XX века Екатеринослав рос не по дням, а по часам. Каждые десять лет население увеличивалось в два раза, а за двадцать лет город увеличился на треть! Городской голова в 1909— 1917 гг., Иван Васильевич Способный, лично курировал вопрос мощения. В 1910-м на эти цели было выделено 16 тысяч рублей. Даже закупили специальные машины для укладки брусчатки. Управлял процессом… молодой Александр Красносельский, в будущем — известный архитектор.
В 1912—1914 годах замостили большой участок Екатерининского проспекта, от Городского сада (парк Глобы) до вокзала. Здесь уже использовали технологию «итальянская мозаика». Квадратные кусочки черного базальта укладывали линиями овальной формы. Несколько участков «итальянской» мостовой сохранились до наших дней: по проспекту Яворницкого от вокзала в районе улиц Пастера, Шмидта и парка Глобы. Мостовая от времени стала неровной, с впадинами и провалами. Тем не менее ей уже больше 100 лет! Она помнит приезд императора Николая II в 1915 году, батьку Махно и другие исторические события.
В 2010 году по решению мэрии часть исторической мостовой Екатеринослава по центральному проспекту, от улицы Гоголя до Екатеринославского бульвара, заасфальтировали. Однако через несколько лет асфальт сошел, и 170-летняя мостовая вновь «проявилась». Символично?
В Европе такие мостовые считают частью историко-культурного наследия и берегут их. Поэтому заглядывайте иногда под ноги — мы ходим по истории.
Максим КАВУН, кандидат исторических наук