Ровесник независимости: история успеха
Совсем недавно продюсер Дмитрий Шрамко собирался стать президентом и готов был ставить страну на новые рельсы
Автор: Екатерина Никитенко
Независимость – больше, чем слово. Это сейчас оно стало таким привычным. А реальная его цена заставляет содрогнуться весь мир. 26 лет кризисов, революций, попыток реформ, теперь война – в этом наша независимость. Украина еще растет. И вместе с ней взрослеют ее ровесники – уже 26-летние украинки и украинцы, которые должны стать для своей страны примером.
1991–1996
24 августа 1991 года родилась независимая Украина, а 1 декабря в стране вместе с референдумом прошли выборы президента. Кравчук или Черновол? Выиграл Кравчук…
В стране появились приватизационные ваучеры, желто-зеленые бумажки, которые советовали вкладывать в акции предприятий, но никто не знал каких. Дальше – забастовки шахтеров, не получавших зарплат, приход Кучмы и отказ от ядерного оружия.
Чуть позже Украина получила Конституцию и свою валюту, гривну.
Почти как Моцарт
В том же 1991-м в Днепропетровске родился теперь успешный музыкальный продюсер и звукорежиссер Дима Шрамко.
«…Родители так обрадовались созданию независимой Украины! И мать, и отец были проукраински настроены. Был, я помню, один день, когда мы пошли тратить все купоны, потому что завтра это была бы туалетная бумага».
В это время Дима занимался самообучением. Никто не заставлял, любые занятия, тем более музыка – это был личный отчет перед самим собой.
«В 1996–1997 я записал отцу целый альбом на детской аматорской программе, он переписал на кассету, поставил в машину». И этот альбом у шестилетнего ребенка был не первым.
1997–2003
В Украине огромное событие – появился первый космонавт, Леонид Каденюк! Совершив полет, он, полковник ВВС, занялся политикой, был депутатом Верховной Рады, советником по вопросам авиации и космонавтики. В 1997-м Украина и Россия подписали Большой договор о дружбе и сотрудничестве.
А через год в стране грянул первый экономический кризис. Денег не хватало ни на зарплаты, ни на пенсии, ни на удержание курса гривни. Еще через пару лет весь мир узнал о «кассетном скандале» и началась акция «Украина без Кучмы».
С 13 лет работает
Сейчас Дима работает сразу на нескольких студиях звукозаписи: «Это шестая из тех, где я – соучредитель». Но самая первая в городе студия South D. Sound появилась как раз в далеком 2003-м, когда Украина пыталась выбраться из кризиса.
«Я с детства работаю. За несколько лет накопилась сумма – 100 долларов. До кризиса это было всего 200 гривен. Но тут скачок курса, падение гривны, сумма выросла, и на эти деньги мы купили усилитель». Влюбленным в рэп подросткам вся студия обошлась тогда около 1000 гривен. При минимальных затратах в 2003-м они смогли сделать звуковую студию, со временем ставшую одной из лучших в Днепре.
Киевский композитор Андрей Кирющенко сказал тогда: «По звуку вы молодцы». Неважно, что внутри была автомобильная обшивка, рыжий поролон с потеками. Главное – качественная акустика, Дима всегда это знал.
2004–2010
В Украине – Оранжевая революция, «Евровидение» и долгожданное получение статуса страны с рыночной экономикой. В это время мы утвердили главную стратегическую цель – интеграцию в ЕС. А дальше снова кризисы – политический, экономический, когда бизнесмены и банки выводили все средства за границу. Чуть позже – газовая война с Россией и победа Виктора Януковича на президентских выборах.
Мы не хотели политизировать
2004–2005. У Димы стабильная работа на студии. За один день здесь записывалось по 8 человек! Интересно, что уже тогда ровесник независимости видел в людях потенциал и умел дать дельный совет.
Во время Оранжевой революции на South D. Sound часто писали актуальный, жесткий материал, но всегда выпускали его позже – не хотели политизировать творчество.
2011–2015
Футбольные фанаты дождались грандиозного события – чемпионата Европы, который летом 2012-го совместно приняли Украина и Польша. А через полтора года – Евромайдан. Сначала мирная Революция достоинства, потом «Небесная сотня», тысячи раненых и… бегство президента.
В 2014 году ситуация усугубилась аннексией Крыма, а еще позже – войной с тысячами погибших, которую почему-то до сих пор называют АТО. Обвал гривны в это время колоссален. Снова экономический кризис.
«Господа, нам есть, кем заменить кадры»
26 января 2014 года, когда штурмом пытались взять Днепропетровскую облгосадминистрацию, Дима дипломировался: «Приходилось пробираться через баррикады, меня там старались научить уму-разуму».
У звукорежиссера два экономических образования. В Днепровском национальном он закончил международные отношения, дальше учился в региональном институте госуправления при Президенте Украины. В ДНУ вспоминает преподавателя Максимилиана Альбертовича Шепелева: «Партия регионов была при власти, и он прямо на лентах вел агитацию. Были те, кто открыто его поддерживал, но все это напоминало сатирическое кино: «Ах, за Россию-матушку!»». Диме и еще паре человек преподаватель (кстати, сейчас он в Курске) предлагал сдавать лично ему. Но ничего – сдали.
Уже в ДРИДУ НАДУ Дима участвовал в поездке по парламентам Польши, Венгрии, Словении, Италии, прошел обучение в Берлинской школе экономики. И везде ровесник независимости изучал вопросы евроинтеграции.
После учебы, в 2015-м, Дима принял решение работать в облгосадминистрации: «Я не служивый, меня не возьмут в армию по состоянию здоровья. Но хотелось так отдать долг Отчизне. Мы все ждали реформу госслужбы, которой не было с 1996 года. Я хотел «стать президентом» и поставить страну на новые рельсы».
Дима занимался вопросами евроинтеграции. Организовывал встречи с почетными консулами разных стран, министрами иностранных дел (например, Франком Вальтером Штайнмайером), комиссарами ЕС, представителями ОБСЕ и т.д. За 2015–2016 года в Днепре прошло около 200 важных визитов, обычно проходит не больше 80.
«Работал при двух губернаторах…И всегда люди отсутствовали на месте (в городе и даже в стране). Из-за этого мы теряли инвесторов». В целом, Дима говорит, что команда, работавшая с ним тогда, была молодой, амбициозной, перспективной. Хотя были в ОГА и те, кто элементарно не знал Конституции.
Что пожелать Украине?
Спрашиваю этого молодого, но уже успешного человека, отца (да, Диминому сыну уже два годика), что бы он пожелал своей стране?
Ответ ожидаем: «Бороться с коррупцией на деле. Обвал гривны – все встали и вышли. Кто-то взял взятку – сливают весь отдел. Наша власть шла со словами: «Господа, нам некем заменить кадры».
Это ложь. Когда я выпускался, было 80000 госслужащих в резерве. Люди, готовые идти на должности! Нам навязывают, что некому работать. Просто никто не хочет работать за 1950 гривен».
Вот такой он, ровесник независимости – музыкант, экс-госслужащий, продюсер и просто успешный человек. Дима Шрамко из Днепра. Пусть же и он, и каждый из нас будет на своем месте и ни в коем случае не разочаровывается.
Это наша общая история. О нас еще фильмы будут снимать, гордиться нами и говорить: «Вот было время! Вот были люди!»