Игра и(ли) школа

3 года ago Зоря3 Комментарии к записи Игра и(ли) школа отключены

Больше творчества и автономии, меньше бюрократии, 12 лет за партой – прошел месяц , как Министерство образования представило концепцию новой украинской школы

Автор: Екатерина Никитенко

Если хотя бы две трети от задуманного осуществят, лет через десять (а может, и меньше) Украина получит поколение, которое, почти наверняка, прекратит дергаться в сторону европейских и американских вузов. Пока же днепровские педагоги изучают программы и, не до конца понимая, что будет, ждут нового учебного года. А четыре лучшие школы области уже учат первоклашек по новым стандартам. Это 39-й лицей Каменского, павлоградская СШ № 9, солонянская школа № 1 и днепровская № 143.

В чем разница?

– Сами ничего не понимаем: нет тетрадей, домашних заданий! Хотя обещают выдавать рабочие тетради детей на выходные. Можно будет просмотреть их, главное – ничего в них не писать, – рассказывают родители первоклассников 143-й школы. Около 11 часов они уже забирают детей домой. Уроки у самых маленьких школьников теперь по 35 минут.

Чтобы узнать, в чем еще разница, иду к директору. На столе у Натальи Лукиной как раз открыта «Концепція нової української школи».

– Дети будут приобретать знания не для знаний, а для практики, – рассказывает Наталья Васильевна. – Кроме обычных уроков в программу введен интегрированный курс «Я познаю мир». Каждую неделю под него будет выделена своя тема. Например, сейчас это – «Я школярик».

Понять, что такое интегрированный курс сложно. Раньше такого действительно не было. Допустим, тема – яблоко. Его можно рассматривать с геометрической точки зрения (как шар), с языковой (подобрать синонимы), с художественной (может быть красным, зеленым, желтым) и даже с психологической (как домик для червячка).

Именно так на уроках «Я познаю мир» работают первоклашки. В Соленом, например, в рамках темы «Я школярик» маленькие ученики собирали свои рюкзачки, разбирали их по цветам, думали, что можно сложить внутрь и даже учились правильно носить.

Кроме такого курса, в расписании остаются математика, окружающий мир, украинский и английский. Уроки будут проходить как обычно, хотя иногда их тоже свяжут с темой недели. Например, на математике дети опять будут считать рюкзачки.

Учитель начальных классов СШ № 143 Инна Головко говорит, что таких тем 35 – по количеству учебных недель. Возникает вопрос: неужели они способны охватить все сферы интересов 6-летнего человека? Тут многое зависит от учителя. Ясно, что в тему «Что я люблю, а что не люблю» или «Осень» можно вложить совсем разный материал. Некоторые темы из списка вызывают откровенный шок. Например, «Фешн». В 1 классе?!

ПЕРВОКЛАШКИ В НОВОЙ ШКОЛЕ:

 не услышат звонки, не получат домашних заданий;

 им не поставят оценки;

 перестанут носить в школу портфель – рабочие тетради-учебники остаются в классах;

 на переменах будут смотреть мультфильмы;

 кроме обычных уроков, начнут изучать курс «Я познаю мир»;

 смогут сами выбирать интересующие их темы.

Если есть деньги, можно купить продукты

Директор уверяет, что интеграция предметов поможет детям полюбить учебу, ведь в 6 лет они воспринимают мир целостно: «Да, они много играют, но это учебная игровая деятельность. Та же игра в магазин. Дети считают, изучают меры веса, и сразу понимают, как применить эти знания». Элементарно – если есть деньги, то на них можно купить продукты. И так далее.

Чтобы убедиться в том, что новая школа – это интересно, стоит заглянуть на урок в Соленом. На первый взгляд, обычный класс. Но в самом конце виден коврик с огромными мягкими кубиками, конструктором «Лего» и настольными играми. На стене – мультимедийная доска. Парты не на двух, а на одного, и очень легко двигаются. За считанные минуты их можно поставить полукругом и заниматься в группах.

Звонок. Первая учительница 1-Б Валентина Бугриенко здоровается с классом и дает задание: разукрасить рюкзачок и придумать для него фирменный знак. Первоклассники рисуют 20 минут, потом… отправляются играть. Почему, ведь урок не закончен?

Оказывается, это еще одно новшество. Каждый учитель сам чувствует детей. Если они устали – им нужно дать отдохнуть. Но даже не это самое удивительное. Поигравшись около 10 минут, ребята сами возвращаются за парты и продолжают работать. Их не нужно заставлять, как это было в советских и постсоветских школах.

А в днепровской школе № 143 деткам на перемене даже включают образовательные мульт-клипы. Правильно ли это? Инна Головко заверяет, что количество времени перед телевизором строго регулируется. Во время следующего перерыва первоклашкам уже предложат поиграть или порисовать.

Миллиард на Украину

Завуч Любовь Полятыкина рассказыает, что в Соленом программа работает только 5 дней. С 1 сентября не было воды.

Сейчас в опорной школе № 1 (теперь она стала НВК № 1) идет капремонт.

– Очень благодарны за помощь социально-гуманитарному отделу Солонянской громады. Они сделали нам парты, вся младшая школа сейчас с компьютерами, – радуется Любовь Павловна.

В департаменте образования и науки ДнепрОГА рассказывают, что финансирование проекта, действительно, осуществляют органы местной власти. А вот необходимыми дидактическими материалами и обучением учителей занимается министерство.

Между прочим, рабочие тетради-учебники для 1 классов в наши школы еще не завезли. Обещали на этой неделе, теперь, говорят, ждать в октябре. Учителям приходится ксерокопировать то, что есть в Интернете. Сложно и неудобно. Даже не говоря о том, что психологически перестроиться под новый стандарт способен далеко не каждый педагог. Судя по всему, программа оставит только тех, кто готов не стоять на месте. Хотя было бы неплохо дополнить порыв к чему-то новому финансовой мотивацией учителей…

В целом, в 2018 году новая украинская школа должна полностью перевернуть украинское образование. Премьер-министр заявил, что под программу уже выделен миллиард гривен.

Только вот хватит ли его на всю страну? Не только на ремонт во всех школах, но и на новую образовательную среду с показательными уроками?