У днепровского бухгалтера Ирины Резник оригинальное хобби — коллекционирование спичечных коробков. Спички – детям не игрушка, все мы твердо усвоили это еще с детства. Но вот то, что для многих взрослых они становятся одним из самых желанных предметов коллекционирования, — думаю, будет новостью для большинства читателей.
Между тем, собирательство спичек — одно из весьма популярных хобби, по распространенности сравнимое с филателией. Во всяком случае, в этом уверена коллекционерка спичек с пятилетним стажем, днепрянка Ирина Резник. В ее активе — более 200 разнообразных коробков.
— Собирательство спичек и всего, что с ними связано—этикеток, коробков, называется филуменией — от греческого слова «philos» (любить) и латинского «lumen» (огонь), — просвещает нас Ирина Ивановна. — Этот термин был предложен британской коллекционеркой Марджори Эванс в 1943 году, причем на русском слово изначально писалось с двумя «л» — «филлумения». Но в конце 1960-х гг. в одном из постановлений Политбюро ЦК КПСС слово было по ошибке употреблено с одной буквой «л». Оспаривать написание в партийном документе никто не осмелился, но и принимать неграмотный вариант большинство коллекционеров не захотели. В итоге это слово на десятилетие исчезло из словарей, издававшихся в СССР, возвратившись лишь в середине 70-х, но все-таки уже в «редакции Политбюро» — филумения.
Надо сказать, любовь к спичкам посетила Ирину Резник — бухгалтера по профессии — совершенно не ожиданно. Однажды друзья привезли ей из поездки на Кубу экзотического вида коробок: яркая этикетка с пляшущей мулаткой не обманывала ожиданий — внутри были оригинальные спички, сделанные из скрученных стеблей тростника. Горели «кубинки» ярким белым пламенем, похожим на крошечные бенгальские огни. Зачарованная этим зрелищем будущая фи-луменистка вдруг поняла: спички — это не просто привычный каждому утилитарный предмет, они могут быть оригинальным сувениром, уникальным подарком, да что там — маленьким шедевром.
Сегодня в коллекции Ирины Ивановны — около десяти различных видов спичек. Помимо хорошо известныгх всем быгговык, это каминные спички (длиной до 35 см), охотничьи (горят 5—7 минут и выпускаются в непромокаемых коробках), сувенирные (с рекламой ресторанов, казино, отелей, алкогольных брендов), штормовые (могут применяться при дожде и ветре до 12 баллов), сигнальные (дающие цветное пламя), термические (развивающие при горении более высокую температуру), «просветительские» (с изображением памятников и музеев, мини-репродукциями знаменитых картин), сигарные и т.д.
— Вот, например, один из моих любимых экземпляров — «Спички для туриста» производства Череповецкой спичечной фабрики: одна такая спичка, согласно надписи на этикетке, горит не менее 7 минут, — рассказывает фи-луменистка. — На внушительных размеров коробке изображен характерного вида бородатый мужчина в клетчатой рубахе, сидящий у костра с гитарой в руках. Окончательно убедить нас в уникальности данных спичек призван незатейливый стишок:
Сыреют в дождь и в холода Простые спички, как всегда.
Но разожжешь костер ты быстро, Коль купишь спички для туриста!
По словам Ирины, спичечную этикетку всегда активно использовали в агитационных целях. Так, в 30-х годах прошлого века на спичках помещали изображения новых советских самолетов и тракторов, карты полета Чкалова через Северный полюс. Во времена Великой Отечественной войны этикетки превратились в мини-плакаты: «Будь бдителен! Сохраняй военную и государственную тайну!», «Смерть немецким оккупантам!», «Вперед на врага, богатыри советской страны!».
Более того, в те годы Московская экспериментальная фабрика даже наладила выпуск специальной спичечной про-J 1| |-| ЦП дукции для нужд армии — спичек подрывника, ” малых и больших сигнальных спичек, запалов для ручных дымовых гранат и противотанковых бутылок с горючей смесью и т.д.
—Конечно, таких раритетов у меня в коллекции нет — все эти сведения я почерпнула из специализированной литературы, — с сожалением вздыхает Ирина. — Но я не расстраиваюсь — ведь по сравнению с «матерыми» филуменистами, собирающими спички и этикетки по 20—30 лет, с которыми я познакомилась благодаря Интернету, я пока что новичок.
А еще Ирина Резник мечтает поехать в Швейцарию и посетить там… музей спичек. Подобные музеи есть также в Швеции и Германии, а это лишний раз подтверждает, что любовь к спичкам — явление интернациональное!
Ирина КАДЧЕНКО, фото автора