Всем известное здание на углу улиц Шевченко и Гоголя (в старину Полицейской и Гоголевской) можно отнести к числу лучших сооружений города в стиле «модерн».
Двухэтажный особняк с цокольным этажом, увенчанный интересной башенкой на углу, вот уже более ста лет притягивает взгляды прохожих. Он знаменит тем, что в нём соединились интересная архитектура и единственные в своём роде скульптурные барельефы на фасадах. Одно время особняк принадлежал Евгению Павловичу Непокойчицко-му — горному инженеру, гласному городской Думы Екатеринослава 1913-17 годов.
В истории развития городской архитектурной традиции здание занимает особое место. Во-первых, как яркий образец местных вариаций модерна, во-вторых — это одно из немногих зданий, где архитектура соединена со скульптурой в единое целое.
Структура здания, его объем и пропорции довольно нетипичны для Екате-ринослава. Это один из самых крупных особняков екатеринославского «золотого века», ассоциирующегося с индустриальным бумом, бурным развитием горнодобывающей и металлургической промышленности Приднепровья.
Евгений Непокойчицкий вполне мог позволить себе выстроить один из самых роскошных особняков города. Дата его сооружения определяется примерно как 1913 год. А вот автор проекта здания до сих пор неизвестен.
Особняк до сих пор стоит на углу улиц Гоголя и Шевченко. Со стороны первой фасад имеет два этажа, с другой стороны мощный цоколь превращается в третий этаж. Угловую часть здания акцентирует пятиугольный эркерный выступ с балконом на первом этаже и мощное башнеобразное завершение.
Эркерный балкон — это излюбленный приём архитектуры начала XX века. В особняке Непокойчицкого его обрамление выполнено из бетона и украшено вычурным рисунком. Башня здания состоит из беседки, шпиля и балкона с утраченной ныне решёткой. Изначально она была рассчитана на формирование панорамы Полицейской улицы со стороны верхних нагорных кварталов.
В архитектурном облике особняка по-прежнему видна архитектурно-скульптурная симфония, где все элементы декора наполнены символическим смыслом. Это и отличает здание от многих других памятников архитектуры Ека-теринослава, где часто использовался декор в виде львиных голов, женских голов, голов сатиров, фигурок амуров. Все они оставались лишь внешним проявлением архитектурной моды.
А вот в особняке Непокойчицкого декор фасадов имеет чётко продуманный характер, представляет собой единую
смысловую композицию. На трёх фасадах размещены 15 скульптурных барельефов (шесть по Гоголя, семь по Шевченко и два — во дворе). Все они объединены темой горной инженерии и добычи полезных ископаемых. Здесь и сцены работ в шахте, и несколько аллегорических фигур рабочих, занятых своим делом.
Несмотря на далеко не идеальное состояние особняка, барельефы неплохо сохранились. За исключением одного, самого большого, находящегося над главным входом в здание и сохранившегося примерно наполовину. Изначально он изображал двух рабочих, державших картуш с двумя скрещенными молотками — эмблемой горного дела. Сегодня головы и верхние части торсов рабочих утрачены, но нижние части торсов и картуш с молотками сохранились…
Во дворе здания находится главная его жемчужина — красивейшая террасная лестница в стиле модерн, когда-то ведущая в сад. Уникальная железобетонная конструкция состоит из двух ярусов: верхнего с одним маршем и нижнего — из двух маршей полукруглой формы. Акцентирует лестницу изысканное ограждение в виде кривых линий и небольшие пилоны с декоративными вазонами. Сегодня из них сохранился лишь один, одиноко возвышающийся в самом дальнем краю лестницы. Хотя общее состояние лестницы удручает.
Зато уцелели решётки на фасаде. Причем не только над главным входом (изысканный рисунок в стиле модерн), но и решётки балконов. Сохранились и нескольких пролётов ограды со стороны улицы Шевченко.
К сожалению, в целом послереволюционная эпоха не пощадила ни самого владельца особняка, ни его усадьбу. Судьба Непокойчицкого после l9l7 года неизвестна. А дом, столетие назад представлявший собой единое целое, давно разделён на отдельные квартиры.
Зато как курьез смены эпох выглядит сейчас… маленькая красная звезда. Она до сих пор, несмотря на декоммуниза-цию, венчает башню детища одного из «отцов города» досоветского периода.
Владимир ЧЕРНЕЦКИИ