Газета "ЗОРЯ"

Пуговица на счастье

Ирина КАДЧЕНКО

 

Юной днепрянке Ольге Павличенко перламутровая безделушка из коллекции помогла встретить любимого

Коллекции бывают разные. Кто-то собирает марки или картины, престижно увлекаться нумизматикой и антиквариатом. Но далеко не каждый способен разглядеть объект коллекционирования в предмете обыденном и даже утилитарном — таком, как… пуговица.

Девочка, зачем тебе это?

Пуговицы волновали мое воображение с детства, — признается Ольга. — Помню, лет в девять, по совету отца, взялась за «Белеет парус одинокий». Сердце буквально замирало, когда я читала красочное катаевское описание игры в «ушки», вместе с Петей надеясь выиграть самые редкие и ценные пуговичные экземпляры….

Шли годы, и Олино увлечение фурнитурой крепчало. Уже к 12 годам ее девчачья шкатулка с «драгоценностями» была набита не сережками и колечками, как у подружек, а пуговицами всех мастей — перламутровыми, деревянными, ракушечными…

— Из особенно выдающихся экземпляров я даже пыталась смастерить себе ожерелье, — вспоминает девушка. — А круглую перламутровую пуговицу пришила в качестве броши на лучшее платье. Потом искренне недоумевала — как другие могут оставаться равнодушными к такой красоте?

В огне не горят, в воде не тонут

Сегодня Ольга — филобутонистка (именно так называются коллекционеры пуговиц) с почти 10-летним стажем. И хотя в ее коллекции нет особых раритетов (вроде алмазных застежек времен Екатерины Великой, аукционная стоимость которых измеряется десятками тысяч долларов), дилетанткой в «пуговичном вопросе» девушка себя не считает.

— Уже столько знаю о фурнитуре, что, пожалуй, могла бы написать о ней книгу. Вот вам, например, известно, что по ГОСТу в СССР пуговицы должны были  выдерживать нагрузку до 5 килограммов, а застежки для спецодежды не горят и не растворяются даже в кислоте?!

Как любой настоящий коллекционер, Оля готова говорить о своем увлечении часами. И рассказать о фурнитуре много удивительного.

Оказывается, пуговицы делятся на мужские и женские, нарядные и повседневные, классические и спортивные; специальные застежки существуют для детской и рабочей одежды, брюк и платьев, меха и шелков. Материалом же  для них в разное время служили прессованный картон, дерево, кожа, драгоценные и полудрагоценные камни, перламутр, жемчуг, керамика, стекло, металл, целлулоид, бамбук, кокос и даже рога с копытами!

Пуговица в приданое

Прообразы современных пуговиц, по словам Оли, появились в XV веке, но широкое распространение получили лишь в XVIII-м. Вначале они были доступны лишь состоятельным людям, изготавливались из золота и серебра, богато украшались и служили своеобразной «визиткой» владельца, рассказывая о его родовитости, положении в обществе, заслугах либо связях.

Не удивительно, что их бережно хранили, включали в состав приданого, передавали по наследству и даже прятали в виде кладов во время войны.

Сегодня в ходу пуговицы попроще: пластмассовые, металлические или деревянные, реже — из стекла или кости. Но в глазах Ольги все они наделены своеобразной ценностью.

Сама филобутонистка делит свои сокровища на две основных части:  специально приобретенные для коллекции и подаренные друзьями. Они  охотно поддерживают необычное увлечение девушки. Правда, при этом не отказывают себе в удовольствии придумывать для Оли шуточные прозвища и дразнилки, вроде «Тяжела и неказиста жизнь у филобутониста…»

Впрочем, есть еще третий — немногочисленный, но примечательный — раздел коллекции. В него входят пуговицы, найденные на улице, чаще всего… на остановках общественного транспорта после часа пик. И хотя «уличные» экземпляры в основном довольно невзрачны, Оля считает их находку хорошей приметой, даже носит в сумочке парочку таких «найденышей». На счастье.

Сделано в СССР

Покупает Оля только те экземпляры, которые чем-то ее «зацепили». Например,  смешные пуговки в виде фруктов и игрушек — морковки, яблоки, мишки, солнышки, якоря, паровозики.

– Перебираю их и мгновенно впадаю в детство! — смеется девушка.

Привлекают коллекционерку и застежки советского периода: с изображениями пятиконечной звезды, серпа и молота, надписями «Юность», «СССР» и т.д.

— Такие пуговицы — свидетели и символы эпохи, — говорит Оля. — Кто знает, может, спустя какие-то 100—200 лет они будут иметь не меньшую ценность, чем их драгоценные предшественницы…

Ну, а близкие девушки рады ее хобби еще и потому, что у них почти никогда не возникает вопрос, что же подарить ей на день рождения или 8 Марта. Все знают: лучший подарок для Оли — это пуговица!

Среди самых памятных презентов ослепительно сверкающая застежка из настоящих кристаллов Swarovski и несколько старинных мундирных пуговиц — свидетельниц Крымской войны. Между прочим, найти их в хорошем состоянии довольно трудно, ведь для блеска солдаты натирали пуговицы кирпичом и рисунок на них сильно страдал.

Однажды, когда Оле было особенно грустно, однокурсники подарили ей алую перламутровую пуговку в виде сердечка. Вскоре она встретила  любимого человека. Вот и не верь после этого, что пуговицы приносят удачу!

Это интересно

— «Отцом» первой пуговицы считается датский королевский ювелир Кноб. 750 лет назад он первым изготовил невиданное доселе драгоценное украшение и предложил использовать его в качестве застежки.

— Средневековые поэты, воспевая красоту своих избранниц, утверждали, что их глаза прекрасней пуговиц. Это считалось изысканнейшим комплиментом!

— Черные пуговицы ввела в обиход под конец 19 века английская королева Виктория, носившая траур по своему супругу, принцу Альберту.

На нашей территории пуговицы часто служили магическими оберегами, призванными отпугивать злые силы. Для этого в полую изнутри застежку помещали кусочек олова или камешек. При ходьбе он издавал  характерный звук, напоминающий звон бубенца.