Чем хуже экономическая ситуация в стране, тем изобретательней и активней жулики. Уже не первый год они окучивают «финансово-потребительский рынок», попросту — мошенничают с банковскими карточками доверчивых граждан. Увы, зачастую довольно успешно.
Как же этому противостоять?
«Три орешка для Золушки»
Арсенал махинаций не так уж велик, основных всего три.
Первый — самый элементарный.
На мобильный приходит сообщение, что вы выиграли что-то весьма заманчивое. Автомобиль или дорогостоящую бытовую технику. Но если вы ни в какую лотерею не играли и в акциях не участвовали, то и выиграть ничего не можете. Нужно просто проигнорировать сообщение.
Если же человек «ведется» на такую приманку, то ему предлагают позвонить по номеру, где подтверждают выигрыш. Даже дают адрес сайта, на котором можно увидать «ваш» автомобиль. Вот тут-то и начинается мошенничество.
— Один из последних случаев: днепровская семья якобы выиграла «Шкоду». Ссылка была дана на поддельный сайт «Шкода-Украина»: там было все только на русском и сообщалось, что покупку кредитует Нацбанк, который не занимается таким по определению. И указывались терминальные сети, работающие только в России, — рассказывает президент «Днепровского банковского союза» Владимир Косюга.
Далее, чтобы «получить» автомобиль, надо перечислить 1% его стоимости в качестве «налога» на указанную банковскую карточку. Человек перечисляет деньги, и… жулик получает 4—5 тысяч гривен себе на счет. Финал акции.
— Налог на выигрыш декларируется до 1 апреля года, следующего за годом его получения. Но платится на счет вашей налоговой, а не на карточки мошенникам, — напоминает Косюга.
Второй вариант — «пугалка».
На мобильный телефон приходит сообщение: «Ваша банковская карточка заблокирована в связи с подозрением на совершение через нее сомнительных финансовых операций». Обычно жулики не угадывают банк, в котором выпущена ваша карта, и это «письмо счастья» вы просто игнорируете.
Но если они угадали? Вам предлагают связаться якобы с банком по указанному телефону. Номер жулики, естественно, указывают свой. Вы слышите: «На ваш мобильный придет смс-код, отправьте его обратно, чтобы мы поняли, что это именно вы».
Если человек «повелся», далее из него выуживают номер карты, ФИО, адрес, девичью фамилию матери (кодовое слово), а также pin-код карточки и ее cvv-код (последние три цифры на тыльной стороне карточки для идентификации ее через Интернет). После предоставления этой информации с деньгами на карточке можно попрощаться.
Кстати, в договоре на открытие карты с любым банком четко записано, что владелец карточки никому и ни при каких условиях не сообщает свои личные данные. Тем более — кодовое слово (девичью фамилию матери), которые «ваш» банк знает, а также pin-код карточки и ее cvv-код, которые известны только ее владельцу.
— Если вы получили нечто подобное, надо не паниковать, а просто позвонить в банк и все уточнить, — советует Владимир Косюга.
Третий вариант — скимминг.
Порой мошенники прикрепляют к банкоматам считывающее устройство — скиммер в виде накладки на приемник карт или клавиатуру. Как только человек вставляет в приемник карту и начинает вводить pin-код, скиммер считывает в карточки абсолютно всю информацию. Далее мошенники изготавливают дубликат карты, меняют на нем pin-код и получают доступ к вашим деньгам.
— Еще один вариант скимминга — расчет в кафе или ресторане. Официант предлагает дать ему карточку, уходит с ней, вставляет в скиммер, считывает информацию и приносит клиенту обратно. Но уже без денег на ней.
Помните, официант обязан подойти к вам с мобильным терминалом и отвернуться, когда вы вводите pin, — напоминает банкир.
Есть и четвертый, «бабушкин» вариант.
К нему жулики отношения не имеют. Пожилые люди иногда пишут на тыльной стороне карты ее pin-код, чего делать категорически нельзя. Стоит такой карточке попасть в руки мошенников и все — ближайший банкомат, и фью, денежки уплыли.
Поймать можно, доказать — нет
По данным начальника отдела Приднепровского управления киберполиции Юрия Заскоки, в 2016 году на Днепропетровщине зарегистрировано 2396 фактов вымогательства денег через Интернет. За полтора месяца 2017-го — уже 460. Речь идет обо всех видах интернет-мошенничества. Наши случаи составляют примерно 25—30% от этого количества.
Нетрудно подсчитать, что с начала этого года жулики «обули» от 115 до 138 человек. В денежном выражении это не менее 1 000 000 гривен. А вот заявления в полицию пишут не более 20% пострадавших от такого «развода».
Схема мошенничества такова.
Жулики, взявшие клиента в разработку по первому или второму варианту, указывают и/или пересылают деньги пострадавшего на карточку подельника, живущего на территории Крыма или Донбасса. Карта обслуживается там же в одном из российских банков. Подельник снимает свой процент, а остальное перегоняет на карточку жуликов — в филиал российского же банка, но на украинской территории. В таком случае найти концы практически невозможно.
— Да, за это предусмотрено от 5 до 8 лет лишения свободы (ст. 190, ч. 3 УК Украины — мошенничество с использованием технических средств связи). Иногда мошенников даже задерживают, но доказать их преступную деятельность в суде, увы, практически нереально, — говорит сотрудник полиции.
Что делать?
В общем-то, это совсем не сложно.
Игнорируйте любые «выигрыши», особенно если ни во что не играли.
Не поддавайтесь панике после «блокировки» карточки. Обязательно звоните в свой банк.
Ни в коем случае не сообщайте свои персональные данные и данные карточки по телефону.
Не записывайте pin-код карточки на ее тыльной стороне.
Не пользуйтесь сомнительными банкоматами, старайтесь снимать деньги в банкоматах стационарных отделений.
Не передавайте карточку продавцам или официантам, если рядом нет мобильного терминала.
Алексей ЛОГИНОВ