Газета "ЗОРЯ"

КРЫЛЫШКИ ДЛЯ ФЕИ

Днепрянка Инна Труфанова уже больше десяти лет создает удивительных интерьерных кукол

В детстве многие люди обладают богатой фантазией и разговаривают с любимыми игрушками, давая им имена и одевая в причудливые наряды. Но, взрослея, сохранить искреннюю веру в чудеса и способность творить сказку из «подручных материалов» удается единицам.

Именно таким даром обладает днепрянка Инна Труфанова, уже больше десяти лет создающая удивительных интерьерных кукол. Каждая из них — с оригинальной внешностью, «сложным характером» и неотразимым обаянием.

Хотя профессия у Инны более чем земная — окончила медучилище и работает деловодом в отделе кадроводной из больниц областного центра — она с детства была натурой творческой и «рукодельной»: прекрасно рисовала, вязала, вышивала крестиком, лепила из глины. Все эти навыки очень пригодились Инне, когда в ее жизни внезапно возникло новое, и как позже выяснилось, серьезное увлечение — куклы.

— Конечно, грядущие масштабы моего очередного хобби было трудно предвидеть, — много лет назад я просто увидела в женском журнале статью о мастерице, делавшей кукол из муки и соли, и тоже решила попробовать, — рассказывает Инна. — Правда, это был очерк, поэтому подробностями технологического процесса героиня не делилась. Но вдохновленная фото ее работ, я попыталась сделать все самостоятельно, «с нуля».

Поскольку рецепт «мукосольки» — не тайна, а руки у Инны всегда росли из нужного места, ее первые человечки из соленого теста вышли очень даже симпатичными. Конечно, до сегодняшних шедевров мастерицы им далеко: это были не самостоятельные куклы, а скорее тематические панно — например, с женихом и невестой, сделанные по принципу барельефа. Но начало «кукольной эпопее» оказалось положено: Инна успешно попробовала свои силы, а друзья и семья одобрили результат.

— Если старший сын Александр поддержал мои первые творческие опыты, то на первую «серьезную» куклу меня вдохновила младшая дочка Арина, — рассказывает мастерица. — Малышка увидела роскошного «покупного» шута в бархатных одеждах, которого моя подруга привезла из-за границы, и стала просить такого же. А я подумала: неужели не сделаю для дочери куклы лучше и душевнее?! Начала читать в Интернете про технологии и материалы, и, хотя задача оказалась трудоемкой и недешевой, я все же рискнула. Несмотря на опасения, моя первая кукла Ангелок вышла очень милой. Ее лицо, кисти и стопы я сделала твердыми — из специальной бельгийской полимерной глины для запекания, а тельце — мягким, из синтепона, чтобы дочке было удобно с ней играть. Арина была в восторге — Ангелок стал ее неразлучным другом!

Постепенно Инна начала вникать в тонкости «кукольного» мастерства, общаться с коллегами по игрушечному хобби, даже записалась на соответствующие курсы. Правда, после их посещения пришла к выводу, что несмотря на общие базовые знания и навыки, все равно у каждого мастера самостоятельно формируется свой почерк и свои «фишки».

Особенность интерьерных (предназначенных для украшения дома) кукол нашей героини — это почти всегда образы в стиле ретро, бохо и шебби. Что это значит? Ее игрушки романтичны, забавны и самобытны, в многослойных фактурных нарядах из натуральных и винтажных тканей, в причудливых головных уборах — тюрбанах и шляпах, с множеством аксессуаров — бусами, браслетами, брошками, кружевными зонтами, букетами цветов…

— Да, эти стили объединяет определенная «сказочность» и несовременность в хорошем смысле этого слова, поэтому и делаю я в основном феечек, ангелов, гномов и других волшебных персонажей, — улыбается Инна. — Мои куклы живут в другой, параллельной реальности, где царят внутренняя свобода, искренние чувства и возможны настоящие чудеса. Наверное, в таком мире в душе хотела бы жить я сама… Но поскольку все мы связаны жизненными обязательствами и социальными рамками, я самовыражаюсь в своих работах. Поэтому каждая моя кукла — это всегда немножечко я…

Несколько лет Инна Труфанова, оттачивая мастерство, делала необычные игрушки исключительно для себя, иногда — дарила друзьям. Но, конечно, такие шедевры не могли остаться незамеченными — постепенно к мастерице стали обращаться заказчики, мечтающие иметь дома ее работы. Сейчас днепровские чудо-куклы уже живут не только на территории Украины, но и в России, Испании, Германии, Америке.

— Обычно я показываю людям уже готовых кукол и, если им нравится одна из них — я, хоть и неохотно, но расстаюсь со своим творением (цена таких игрушек стартует от 500 гривен. — Авт.), — рассказывает рукодельница. — Но кукол «на заказ» я делаю крайне редко — творческий процесс требует вдохновения, душевного полета, а любые четкие критерии — это уже рамки и ограничения, которые я не приемлю. К тому же все мои куклы с характером. Каждая, «рождаясь», требует наряд и аксессуары по своему вкусу, поэтому с их мнением тоже приходится считаться. Бывает, что я планирую одеть куклу в платье, а ей подавай только штанишки и красные носочки — приходится идти на компромисс. Одной особенно капризной феечке мне пришлось свалять три пары крылышек, прежде чем она осталась довольна!

Такой тонкий подход мастерицы наделяет ее работы особой энергетикой. Люди нередко рассказывают Инне об удивительных историях, случившихся при участии ее кукол. Так, однажды одну из красавиц фей заказали в подарок тяжело больной девушке, категорически не хотевшей никаких игрушек. Повинуясь порыву, мастерица отдала куклу бесплатно. В итоге новая хозяйка феи полностью выздоровела и теперь обожает свою необычную куклу.

Ирина КАДЧЕНКО, фото из архива Инны ТРУФАНОВОЙ

Из чего же сделаны наши «девчонки»

Своих кукол Инна делает из разных материалов, но чаще всего это различная полимерная глина (самозатвердевающая подходит для лепки крупных деталей, а та, которую нужно запекать, идеальна для создания нежных кукольных личик). Основой туловища становится проволочный каркас, сверху же может быть как твердый, так и мягкий материал — например, синтепон.

В работе мастерица использует маникюрный набор и стоматологические инструменты. На изготовление одной куклы у нее уходит минимум месяц—полтора.