Стихи по форме

Криворожанину Виктору Жерновому стихи помогают справляться с самыми разными жизненными трудностями

Принято считать, что все поэты – люди необычайно чувствительные, непрактичные и немного не от мира сего. Мол, именно благодаря этим качествам у них и рождаются поэтические строки. Но наш герой полностью опровергает эту теорию.

Автор: Ирина КАДЧЕНКО

У него вполне прозаическая профессия – проводник, трое детей и весьма прикладные хобби – дача, садоводство, рыбалка. Да и по гороскопу – Телец, знак Земли. Но уже тридцать лет это не мешает ему писать необычные стихи. Лирические и на злобу дня.

– У нас в роду я – единственный рифмоплет, – с улыбкой признается Виктор. – Ни родители, ни брат, ни дети интереса к стихам не проявляют. Хотя мои опусы слушают с удовольствием. И даже одобряют.

А у самого Виктора любовь к поэзии проявилась довольно рано. Первое стихотворение он написал в пятом классе – посвятил его селу Золотая Балка, куда семья Жерновых переехала из Херсона. Произведение школьника даже напечатали во всеукраинской газете «Сельские вести». Однако стеснительный подросток не стал показывать газету в школе. К тому же в редакции его стих существенно подправили. По мнению автора – не в лучшую сторону.

Профессиональный путь Виктора, на первый взгляд, тоже не способствовал развитию поэтического дара. Наш герой окончил херсонскую мореходку, отслужил в армии и несколько лет проработал машинистом насосной станции. Затем, переехав в Кривой Рог, поступил на заочное отделение местного горнорудного института – на специальность «автоматизация производства». Параллельно подрабатывал в фирме, изготавливавшей металлопластиковые конструкции. Короче говоря, никакой поэзии – сплошная проза жизни.

Тем не менее стихи периодически продолжали рождаться у Виктора в душе. Что-то он записывал на попадавшихся под руку обрывках бумаги. Что-то – просто держал в голове, читая при случае друзьям и знакомым.

Зупиніться, дикі люди,

Не губіть свій рідний край!
Тут онуки ваші будуть,
Тут діди жили – згадай!
Що ж в гонитві за грошима,
Оминаючи добро,
Бо побачив ти наживу
Завидющими очима,
Жадібний, ти сієш зло.

Пятнадцать лет назад Жерновой неожиданно для себя стал проводником поезда: оставшись без работы, по совету знакомых пошел на соответствующие курсы. Случайно выбранная профессия не только пришлась ему по душе, но и подарила народному поэту немало ярких образов. Хотя сам Виктор, пожалуй, этого даже не осознает.

– Ездил по разным направлениям – Москва, Санкт-Петербург, Адлер… Сейчас – в основном Львов. Много чего видел, общался с самыми разными людьми. Но во время поездок на стихи как-то не тянет, я ведь на работе, – говорит Жерновой. – А вот дома, выспавшись и отдохнув, поиграв с детьми и поработав на любимой даче, которая прямо под окнами моей многоэтажки, я начинаю творить. Бывает, что и по два стихотворения в день пишу!

Виктора могут вдохновить как позитивные эмоции, так и стресс, душевное потрясение. Таким, например, два года назад стал развод с женой, и вот уже несколько лет остается кризисная ситуация в Украине.

Проявилась даже четкая гражданская позиция – с 2014-го он пишет исключительно по-украински. И хотя знатоки языка обнаружат в его строках русизмы или даже суржик, Виктора это не смущает.

 Ти прийшов на поріг —

Не товариш, не брат…

Увірвавсь, як бандит,

Ти — убивця, ти — кат.

Плачуть діти, жінки,

Гинуть люди — війна!

Ти ідеш по крові,

Бо у тебе мета.

Що ти хочеш, скажи?

Де той твій «світлий путь»,

Що на шкурі своїй

Ми вже встигли відчуть?

Братню кров ти пролив,

Ти порушив табу,

Розум в діях твоїх

Я ніяк не знайду.

Ти роздмухав вогонь,

Твій запал не мина,

Сам не знаєш, до чого

Приведе ця війна.

Може, ти вурдалак,

Хочеш крові напитись?

Зі старих, немовлят…

Світу гидко дивитись.

Проповідуєш страх,

Щоб в покорі, щоб ниц ми,

Жах не бачиш в очах?

Бо коритись не звикли.

Крила є в українців –

Ми ще будем літати!

І свій шлях у майбутнє

Нам самим обирати.

Ми піднімемось вгору,

Ми розправимо крила…

Всім на зло ворогам,

Щоб їх жаба давила !

– Я же для людей пишу! Поэтому хочу, чтобы мои слова были им близки и понятны, – объясняет поэт-проводник. – В жизни редко кто из нас изъясняется на чистом литературном языке. А поэзия – та же жизнь…

Еще Виктор с детства очень любит читать. Причем не стихи, а прозу. В каждый рейс проводник обязательно берет с собой томик. Сейчас с ним в поездке роман Вячеслава Шишкова «Тайга», а на книжных развалах Виктор уже заказал новую книгу, «Так говорил Заратустра» –  хочет познакомиться с творчеством Ницше.

Для души наш герой коллекционирует… сказки народов мира. Дома у него больше 40 таких сборников. Младшая дочь Виктора, четырехлетняя Маша, папину коллекцию обожает. Но, конечно, любимый автор девочки – сам папа, на ходу сочиняющий для нее шуточные стишки, вроде: «Любит Маша колбасу – мы найдем ее в лесу!».

– Мечтаю издать собственную книгу стихов. Хотя понимаю, что для этого нужно еще немало потрудиться, – говорит Виктор. – Когда-то я предлагал свою поэзию редакциям криворожских газет, но везде получил отказ. Сказали, что «не формат». Так что пока пишу «в стол» – для себя и для друзей.

Хотя признание не главное. Важнее, чтобы в жизни всегда было то, что дарит мне вдохновение – труд, дети, любовь…

И с такой позицией тяжело не согласиться!