«2Ю» для города

Понятно, что речь идет о столпах ракетнокосмической отрасли всей Украины – заводе «Южмаш» и КБ «Южное»

Екатерина Никитенко

На этот раз мы остановили торопящегося наработу менеджера-айтишника Дмитрия. Натрадиционный вопрос об ассоциациях с родным городом мужчина ответил не задумываясь: «Ракеты. Традиция двух «Ю»! А вам что,отвечали как-то по-другому?»

…Далекий 1944-й. В только освобождённом Днепропетровске развернулось строительство нового автомобильно-тракторного завода. В 1947 году он выпустил первую продукцию – грузовики «Украинец», грузовики-автопогрузчики и военные автомобили-амфибии ДАЗ -485. А спустя четыре года завод внезапно закрыли. Производство и специалистов перевезли в Москву, а на готовой днепропетровской площадке начали делать что-то очень секретное: завод исчез, вместо названия получив лишь номер – 586.

Первыми выпустили ракеты Р-1, Р-2 и Р-5. Кстати, в это же время на Урале осваивался выпуск Р-11 с новым двигателем, и наши инженеры сами разработали её модификацию повышенной точности. Хоть часто говорят, что инициатива в СССР была наказуема, но

тогда проект заводских энтузиастов наверху признали «обоснованным» и учредили на заводе легендарное КБ «Южное». Его возглавил академик Янгель.

В 60-70-х КБ создало мирные ракеты «Циклон», «Зенит», серию «днепропетровских спутников», разные двигатели и турбины. Но самым известным ракетным изделием стала, конечно, Р-36М «Воевода». В Америке ее назвали «сатаной». Это было самое мощное серий-ное оружие в истории человечества! Ракета приводилась в полную боеготовность за минуту. Представьте: 34 метра длины, 211 тонн, 7,5 тонны забрасываемого веса, дальность – до 16000 километров.

Сегодня про Южмаш днепряне говорят постоянно. Такое ощущение, что тут успело поработать полгорода! Ветераны ЮМЗ рассказывают, что в разговоре нельзя было даже упоминать слово «ракета». Люди вспоминают огромную территорию и гигантские корпуса, секретные комнаты с документами, радиацию, ракетное топливо, от которого кто ослеп, кто облысел… Что-то из этого правда, но многое – всего лишь городской фольклор.

Если же говорить не о легендах, а о реальном положении дел на заводе сегодня… КБ «Южное» работает, и работает много. А вот Южмаш стоит незагруженный – нет космических разработок, которые можно запустить в серию.

Некоторые молодые специалисты, бывшие физ-теховцы, из-за бюрократии уходят с предприятия. Но есть и те, кто даже сейчас мечтает работать в КБ.

Артуру, например, сейчас 25, он закончил физтех и трудится в КБЮ уже полтора года. Парень говорит, что есть ощущение, что ты делаешь что-то значимое, двигаешь науку вперед: «Не просто работаешь для организации досуга других людей, а действительно делаешь то, что нужно всей стране!»

«КБ работало всегда. И сейчас есть над чем работать. Все зависит от желания», –подытоживает Артур. Наверное, молодой конструктор прав. И благодаря таким, как он, мы продолжаем с гордостью говорить, что Днепр – это два «Ю»!