А был ли билет?

Станут ли электронные проездные в Днепре удобной реальностью для большинства или останутся сервисом для избранных – зависит от городской власти

Как продвигается пилотный проект по внедрению электронного расчета за услуги пассажирских перевозок в троллейбусах и трамваях, с чем столкнулись транспортники и горожане в ходе реформы, и станет ли реальностью электронный проездной.

Нет смартфона — нет услуги

Безналичный платеж за проезд в Днепре «работает» с 2017 года. Осуществить его можно по-разному. Например — отсканировать QR-код в вагоне электротранспорта при помощи смартфона с помощью «Приват-24».

Либо же воспользовавшись POS-терминалом, расплатиться картой. Но аппаратами электронного расчета пока оснащены трамвайные вагоны лишь первого маршрута.

— Ежедневно на улицы Днепра выходит 90 троллейбусов и 170 трамвайных вагонов, — говорит зам. директора КП «Днепровский электротранспорт» Владимир Сусленков. — Во всех есть наклейки с QR-кодом. Ставить же терминалы в каждую машину пока не планируем. Причина проста — электронных билетов в нашей стране до сих пор не существует. Для их появления необходимо создать законодательную базу, где будет прописано — как должен выглядеть проездной, какие иметь обозначения, стандарты и т.д. Пока же форма и содержание такого билета не утверждена ни одним государственным документом.

Да и с финансовой точки зрения, уверяют в управлении, «терминализация» затруднительна. Ведь для того, чтобы обеспечить достойное функционирование электротранспортной сети, стоимость разового билета уже сейчас должна составить около 9 гривен.

Захожу в трамвай — осматриваюсь. Стало интересно, как же работает электронный сервис и имеет ли подобный вид услуг успех у жителей города. Но вскоре понимаю: в поле моего зрения все пассажиры расплачиваются «наличкой».
Правда, на следующей остановке — удача. Женщина лет пятидесяти подходит к терминалу. — Очень удобно! — делится 50-летняя Светлана Позняк. — Я редко пользуюсь наличными, потому возможность расплатиться — большой плюс.

Следом парень с девушкой также расплачиваются по безналу. В общем, за весь маршрут (от железнодорожного вокзала до Транспортного университета) почти десяток человек подошел к электронному аппарату. Негусто…

На периферийных маршрутах, где оплата происходит с помощью смартфонов, ситуация примерно та же. — Активно пользуются разве что студенты, — отмечает Юлия Селезнева, кондуктор трамвайного маршрута №5.— Мало у кого из пожилых есть смартфон, потому они предпочитают покупать билеты за наличные.

Популярный — за «десятку»

Если проанализировать статистику, то выходит, что за полгода работы безналичного расчета количество электронных платежей за проезд составляет менее процента от общей суммы продаж. Но даже такой цифре электротранспортники рады.
«Если 1% перевести в числа, — замечает Сусленков, — то это очень приличный результат. За февраль по безналу было приобретено 23000 проездных по 4 гривни. За две недели марта — уже 24 тысячи…».

Кстати, насчет ежедневного сбыта. Например, за 11 марта было продано около 3 тысяч разовых билетов. Суточных, стоимостью в десять гривен — 142. (Это талон на один день. За «червонец» путешествуешь на любом виде электротранспорта, кроме метро. Спрос на этот билет — максимальный.) Семь человек приобрели право на недельный проезд за 60 гривен. И всего один проездной был куплен на месяц. Его цена — 260 гривен.

Билеты за 10,60 и 260 можно приобрести и заранее на центральной станции (в районе ТК «Пассаж»). После оплаты на телефоне открывается окошко с билетиком, где указан номер транспорта, серия и срок действия. Проверить, не просрочен ли электронный талон, очень легко — пока билет действует, по экрану двигаются маленькие трамвайчики. Как только они остановились — пора покупать новый проездной.

Станет ли комфортнее проезд с переходом на электронную оплату — вопрос в нашем случае неоднозначный. Но, во всяком случае, город стремится идти в ногу со временем…

Анелия ФЕЩЕНКО, фото автора

Блиц-опрос «Зори»

Пользуетесь ли вы электронным проездным?

Василий, 60 лет, работник завода:

— Что это такое? Впервые слышу о подобном сервисе. Езжу по классике за наличные.

Дмитрий, 26 лет, менеджер:

— Конечно! Это очень удобно. Использую мобильное приложение с QR-кодом. Чаще всего покупаю проездной на неделю. В моем случае — самый экономный вариант.

Влад, 30 лет, инженер:

— Бывает, но не часто. В основном пользуюсь картой для оплаты в терминале.

Светлана, 46 лет, сотрудник СТО:

— Очень редко пользуюсь электротранспортом. Потому в такой услуге не нуждаюсь.

Попередня стаття: