«ФЕЕРИЯ» и… похоронный марш

На втором Всеукраинском театральном фестивале «Феерия Днепра» под патронатом председателя Днепропетровского облсовета Глеба Пригунова показали Топ-10 спектаклей Украины

«Феерию…» этого года приурочили к 100-летию Днепровского академического украинского музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко. На его сцене с 29 сентября по 7 октября проходили спектакли, завоевавшие награды и любовь зрителей в разных городах Украины.

Каждый день — в театр?

О фестивале горожане знали задолго до его открытия, рекламная кампания велась интенсивно, программу можно было получить даже… на кассах супермаркетов. Ходить каждый день в театр мотивировали имена известных актеров — Ады Роговцевой, Натальи Сумской, Анатолия Хостикоева, Богдана Бенюка.

Одним из важных аспектов «Феерии Днепра» стало то, что его организаторы решили разнообразить программу спектаклями по пьесам современных европейских писателей — Лукаса Берфуса и Константина Кеяну.

Театр-юбиляр открывал фестиваль премьерной постановкой по одноименному роману Марии Матиос «Нация». Сегодня ее проза считается пульсирующим нервом украинской современности, ведь рассматривается через призму нашей истории. И не случаймо режиссер Сергей Кузик свою «Нацию» на днепровской сцене обозначил как откровение.

За девять дней зрители увидели постановки днепровского, херсонского, винницкого, запорожского, харьковского и столичних театров. Естественно, спектакли с участием знаменитых актеров собрали наибольшее число зрителей. И, невзирая на то, что цена билетов оказалась значительно дороже, чем на местные спектакли, зал ломился от зрителей.

Самым востребованным стал спектакль Киевского академического театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра «Вася должен позвонить», в котором участвовала Ада Роговцева. Эта постановка завершала фестивальную программу, но билеты стоимостью до 1000 гривен раскупили задолго до ее начала…

Творческая мастерская «Бенюк и Хостикоев» представляла спектакль «Люкс для иностранцев». На сцену вишли Наталья Сумская, Анатолий Хостикоев и другие актеры, активно снимающиеся в модных телесериалах.

Профессиональная работа на сцене собрала аншлаг при таких же ценах на билеты, которые, в целом, являются невысокими для гастролирующих театральных трупп.

Вперед, в Европу?

Днепряне охотно расставались с деньгами, ведь качество работы актеров было высоким, а сами спектакли — нашумевшими. Попасть же на остальные постановки стоило от 100 до 500 гривен.

В Днепровском колледже культуры и искусств также прошли мастер-классы по актерскому и режисерскому искусству. Вход сделали свободным, но зал заполняли в основном студенты. В первый день Богдан Бенюк откровенничал с публикой о своих ролях, в том числе — первой эпизодической из фильма «Аты-баты, шли солдаты».

Режиссер картины Леонид Быков достиг нужной реакции актера, сыграв на… его детских страхах! Оказывается, Бенюк всегда боялся звуков похоронного марша, и Быков, узнав об этом, включил марш именно во время сьемок эпизода.

На мастер-классе по режиссерскому искусству режиссер Национального академического драматического театра им. И. Франко Станислав Моисеев признался, что спектакль «Путешествие Алисы в Швейцарию» в Днепре впервые сыграли на большой сцене. Однако он рассчитан на малую, поэтому имеет множество особенностей, не соотносящихся с большими площадками. Но ради днепровцев режиссер-постановщик спектакля решил пойти на эксперимент.

На мастер-классе с Моисеевым обсуждался и вопрос дружбы власти с театром. Режиссера возмущает, что зачастую для патронирующих театр «сильных мира сего» главное — чтобы тот выполнил план и забил публикой зал, а что идет на сцене не интересует никого. Зритель также стал менее привередлив и готов аплодировать даже ширпотребу. Моисеев обеспокоен будущим театра, понимая, что его творческое построение требует огромных затрат и того, чтобы не мешали. А последнее очень любят делать контролирующие посещаемость зала государственные службы. Хорошо, что не в Днепропетровской области…

Если в колледже культуры и искусств поднимались темы построения европейского театра, на сцене «Феерии Днепра» актеры говорили со зрителем о его внутреннем мире. Спектакли были разножанровыми, но все отличались особой глубиной. И главное — качеством. За это зритель и голосовал, покупая билеты на отечественные театральные постановки.

По мнению же вдохновителя фестиваля Глеба Пригунова, проведение «Феерии Днепра» побуждает наши, местные театры на совершенно новый уровень работы.

Возможно, это скажется не только на репертуаре. И стоимость билетов на выступления местных корифеев сцены тоже взлетит до среднеевропейской — при полных, разумеется, залах… Доживем ли?

Наталия ПАДИЙ, фото автора

Попередня стаття:

Наступна стаття: